В нашем городе нет ни одного театра, где бы не работали выпускники Театра юношеского творчества. В этом году старейший в России детский театр отмечает свой 60-летний юбилей. ТЮТ. Место, где дети и взрослые абсолютно счастливы.
Матвей Дубровин, отец-основатель ТЮТа, детского театра-школы при Дворце Пионеров имени Жданова, ныне - Дворце творчества юных, так говорил о своем детище: "Я выдумал идею театра, где высокое творчество сочетается с творческим физическим трудом. На основе этого создаются удивительные товарищеские взаимоотношения между людьми, делающими большое общее дело». Успех системы театрального круга, где каждый юный артист обязательно осваивает ремесло бутафора, гримера или костюмера, подтверждают именитые выпускники Дубровина.
Александр Галибин, народный артист РФ: "Это было воспитание свободой через творчество, мы сами делали декорации, сами пилили. Строгали, гримировались. Я был в радиоцехе, я вел спектакли не один, я учился. Мы собирали - разбирали спектакли... Рядом был педагог, но он был практически незаметен. Это ощущение свободы, что ты творишь сам из ничего – это долгое время дает тебе свободу, структуру внутреннюю".
Александр Галибин, Вениамин Фильштинский, Николай Буров, Андрей Краско - «народным» и «заслуженным» выпускникам ТЮТа занятость не помешала почтить юбиляра. Руководитель Малого драматического театра Лев Додин признался, что в пост-сталинские 50-е ТЮТ стал для него островом свободы, детской республикой с настоящими выборами и уважением к личности. Юному Додину доставались роли стариков, а на режиссерский путь его вдохновил Матвей Дубровин.
Лев Додин: "Матвей Григорьевич был потрясающим демиургом. Мы работали "Секрет в чемодане" со вторым педагогом, очень умным, содержательным. Репетировали, было очень серьезно, но скучно. Вдруг пришел Дубровин и стал разбирать и показывать – что это может быть. Он был для нас боссом, и вдруг он схватил стул, пододвинул стол, вскочил на стол, схватил в руки стул, стал им размахивать... Мы катались от хохота. С этого момента я не знал, что нравится режиссер. Но с этого момента мне захотелось быть на столе и размахивать стульями".
Юбилейная встреча современных тютовцев с выпускниками прошла органично. Общие интересы, традиции, даже песни – и те общие. Только театральный репертуар изменился.
На сцене: - Отпустите меня, пожалуйста! Неужели у вас нет сердца?
- Нет. Я – Бур, потомок голландцев, у меня ничего нет.
Юбилейная затея – читка пьес советских драматургов «Тили-тили тесто», «Московские каникулы», бывших в репертуаре ТЮТа - стала особым праздником для выпускников. Но репертуар современного ТЮТа намного разнообразней. «Том Сойер», «Вино из одуванчиков» Рэя Брэдбери, сейчас Евгений Сазонов ставит «Вишневый сад»
Евгений Сазонов, художественный руководитель ТЮТа: "Я делаю "Вишневый сад". Не собираюсь состязаться с Додиным... Дети просто вцепились, в этом – там их проблемы – убегающее, исчезающее прекрасное и Лопахин. Который говорит, что человек на земле хозяин. И мы, работая с этим, ищем, о чем задуматься еще. А когда душа думает, натыкается на какие-то тупики или вдруг видит бесконечную возможность, она развивается. Потом окончил школу, ТЮТ - иди в мир. Но ты идешь с развитой душой, с душой, а не с ломом наперевес, да, тебе трудно, но я не думаю, что можно иначе".
Система ТЮТа осталась и останется неизменной, - утверждает выпускник и нынешний художественный руководитель театра, Евгений Сазонов - ведь Дубровин создал ее совершенной. Нынче в театре 10 цехов, где дети, помимо своей актерской профессии, овладевают театральными ремеслами костюмера, звукооператора, осветителя, бутафора.
В бутафорском цехе: "Простые вещи делаются самими актерами. Куриная ножка. Вот – вата, пенопласт, вата сверху, красится краской – гости чуть не съели блинчики наши, сделанные своими руками. Присказка бутафоров "Еда есть, а съесть ее невозможно", поэтому бутафоры всегда голодные".
В бутафорском цехе юные ТЮТовцы оберегают даже само пространство, не позволяя подступающему ремонту уничтожить исторические автографы на стенах. А в гримерных артисты помогают коллегам создать образы, посредством которых даже ребенку не страшно наладить по-настоящему искренний и глубокий контакт со зрителем, а значит - с миром.
Мария Москалева, артистка ТЮТа: "Когда выступаешь... Когда выходишь на поклон... Все время на протяжении спектакля ловишь кайф от зрителя, оттого, что он есть, и в конце ты уже с ними как с друзьями разговариваешь, а не как с незнакомыми тебе людьми".
«Общественное и личное становится единым для каждого ТЮТовца. Это учит быть таким нужным для людей! Это создаёт счастье каждому и его окружающим», - так говорил Матвей Дубровин, и так остается по сей день в стране под названием ТЮТ.
Анастасия Тамило, Александр Дружинин, Екатерина Горбачева, Александр Высоких, Андрей Клемешов. Первый канал - Санкт-Петербург