В Северной столице продолжается возрождение барочного балета, новый спектакль называется "Чувство линии". И посвящен 300-летию со дня кончины Людовика ХIV, французского самодержца и великолепного танцовщика. Именно его придворный балет считается одним из истоков современного русского балета. Покровитель искусств, Людовик XIV никогда не был в России. Но его пышные дворцовые празднества и придворные мастера - Люлли и Бошан задавали моду на музыку и танцы при русском дворе 18-го века. Рассказывает Андрей Решетин, основатель фестиваля «Earlimusic» и настоящий подвижник в деле возрождения музыки и танца эпохи барокко в Петербурге.
Андрей Решетин, художественный руководитель ансамбля "Солисты Екатерины Великой": "Балет развивался в России очень сильно, здесь прошла реформа балета при Екатерине II. Но и до того, когда Анна Иоанновна в первом шляхетском корпусе основала танцклассы для будущих военных, что можно считать началом нашего Вагановского училища - она не основала какую-то новую традицию, а суммировала большой накопленный к тому времени опыт".
Будущую академию Вагановой в 1738-м году основал француз Ланде, в Зимнем дворце Петра I. Ныне на этом месте - Эрмитажный театр, островок барочной культурыв 21-м веке. В октябре здесь играли премьеру оперы Екатерины II «Горе-богатырь Косометович», а в декабре покажут новый балет «Чувство линии». В обеих постановках танец ставил немецкий специалист по барочной хореографии Клаус Абромайт, кстати, наследник русской классической школы балета.
Клаус Абромайт, хореограф: "Я рад, что получил очень хорошее классическое образование у Татьяны Гзовской, у которой учился. Она училась хореографии в России еще до революции, а после бежала с мужем сначала в Прибалтику, потом в Берлин".
Барочной хореографией Клаус всерьез увлекся после знакомства с множеством трактатов, где вот в таких партитурах пошагово расписаны менуэты, контрадансы и куранты эпохи Людовика.
Клаус Абромайт, хореограф: "Людовик, боясь бунта, стремился контролировать аристократию, и держал ее при себе – в Версальском дворце. Празднества проходили ежедневно, мастера учили танцевать и самих вельмож. Танцоры-любители владели 20ю па, а профессионалы знали до 100 шагов. То, что я репетирую сейчас с Сергеем - это был любимый танец Людовика 14. Медленная куранта. Куранта значит «идущий» и происходит танец от верховой езды: танцор выполняет то, что выполнял бы наездник без лошади".
Для Сергея Попова, выпускника Академии имени Вагановой, ныне Солиста финского Национального балета, мечта – исполнить партию Людовика 14-го, вылилась в трудную работу.
Сергей Попов, солист Финского Национального балета: "Барочный балет это как пазл – даже математическая работа такая. 42. 39 другие совсем движения – кажется, что все очень просто. Но это неверное впечатление – очень сложно схватить мелкие движения, шажочки – их столько. С разными нюансами, интонациями, наполнением это все делать"…
Помимо реконструкции итальянских и французских танцев, Клаус покажет и собственную постановку на музыку Доменико Долольо «Казак», где он оживил любимые механические куклы Екатерины II. А вот модельер Лариса Погорецкая сшила уже три коллекции на тему барокко. Известный дизайнер призналась, с детства любила костюмированные фильмы об эпохе Людовика, так что, сразу откликнулась на предложение работать над образами певцов, танцовщиков, а также музыкантов ансамбля «Солисты Екатерины Великой».
Лариса Погорецкая, дизайнер: "Я могла оторваться на этом цвете - много костюмов были жемчужного цвета. Белый я вообще не люблю, не использую никогда. (..) все оттенки от жемчужного до цвета шампанского были и обязательно очень хорошие дорогие ткани – тафта, кружева настоящие или даже винтажные кружева, которые я собирала десятки лет. Когда шла речь – для Эрмитажа костюмы показать – не считались. На один манжет иногда по 3 метра дорогого кружева – на один слой, дальше другие ткани".
Свою коллекцию «Нью барокко» Лариса создала после работы над оперой и балетом, и не уверена, что исчерпала все вдохновение от эпохи роскоши. Клаус планирует серию постановок с петербургским Барочным балетом «Анджолини», а пока результат общей работы – премьеру балета «Чувство линии» можно увидеть в Эрмитажном театре 16-го декабря.
Анастасия Тамило, Екатерина Горбачева, Александр Дружинин, Андрей Клемешов и Александр Высоких, Первый канал-Петербург.