В Петербурге стартовал проект «Мастерская новой сцены Александринского театра», направленный на поддержку молодых профессионалов в области театра. Этот проект, по сути, подтверждает статус Новой сцены как площадки для открытого эксперимента, в котором не последнюю роль занимает применение новейших коммуникационных технологий в области искусства.
Молодые актеры, режиссеры, драматурги, саунд-дизайнеры и медиахудожники из Москвы и Петербурга на пару недель собрались под одной крышей новой сцены Александринского театра. Для них абсолютно бесплатно мэтры театрального и музыкального мира из России и Европы дают обучающие мастер-классы. И как итогом такой творческой мастерской стали показы совместных театральных эскизов.
Марат Гацалов, Главный режиссер Новой сцены Александринского театра:
"Очень редко у создателей есть возможность на половине пути, на какой-то пробе, эскизе ее обсудить. И не с кем-то, а с профессионалом театра ее обсудить. Это вообще редкая ситуация. Мне кажется, очень важно, чтобы у ребят была возможность какой-то этап сделать и услышать аналитический отклик."
Я не уверен, что буду чему-то их обучать, я буду показывать, а они сами решат, что им будет интересно взять из моих мастер-классов, – признался Ричард Кастелли. Мастер-класс французского куратора, продюсера и режиссера состоял из двух частей. В первой он представил различные формы взаимодействия между театром и другими видами искусства. А во второй части показал различные процессы спектакля, как живого организма, адаптированного к инсталляциям. Все, чем делятся ведущие мастер-классов с молодыми профессионалами, – это современные тенденции, основанные на традиционных театральных законах.
Ричард Кастелли, Куратор, продюсер и режиссер:
"Это не столько даже традиции, сколько способы выражения, которые сложились за последние тридцать лет. Именно эти тенденции я и представляю. Это мой личный опыт, с которым я охотно поделюсь. И это то, что мы с моими актерами нарабатывали все эти годы."
Андрей Стадников - режиссер и драматург из Москвы - говорит, насколько важно было для него познакомиться с коллегами из смежных областей (медиахудожниками, саунд-дизайнерами, хореографами), но так редко работающими с театром. В прошлом году Андрей поставил в театре на Таганке «Репетицию оркестра». Это документальный спектакль, основанный на свидетельствах людей, работающих на Таганке, покинутой режиссером. Стадников признался, что только коллективно можно поставить подобные спектакли.
Андрей Стадников, Режиссер, драматург:
"Есть какая-то изменяющаяся ситуация в театре по поводу восприятия пространства, по поводу театральных процессов, которые происходят. Это не мода, а попытка немного по-другому посмотреть на какие-то вещи и люей, которые связаны с современным искусством, музыкой, современным танцем. Они знают больше в своих областях и могут тоже предложить что-то театру."
Сама площадка, где проходят мастер-классы, репетиции и показы готовых эскизов зрителям, куда более современная и экспериментальная. Кстати, Марат Гацалов, создатель мастерской и главный режиссер новой сцены Александринки до последнего не понимал: произойдет ли это важное взаимодействие между молодыми профессионалами? Но все получилось.
Денис Сорокин, Художник, музыкант:
Эта мастерская имеет достаточно свободную форму взаимодействия, т.е. нас никто не назначал ни в какие группы. Мы представили свое видение того, чем мы занимаемся, чем хотим заниматься. И дальше уже каждый нашел людей по интересам".
Этот театральный эскиз получился у одной из групп, образованной в Мастерской. Режиссер, драматург, медиахудожник и саунд-дизайнер взяли документальную историю, которая произошла два месяца назад. По неизвестным причинам молодой человек совершил самоубийство. Эти причины создатели пытались прочувствовать, и вынесли это в прямой эфир.
Александр Никаноров, Режиссер:
"Мы не убиваем главного героя. Мы пытаемся сориентировать зрителя, что есть еще что-то, что может остановить таких людей. Сейчас, правда, это мрачновато получилось. Те сущности, которые вокруг спектакля существуют, возможно, напрягают. На самом деле это энергия жизни… ну, как получилось, так получилось. Надеюсь, мысль будет понятна."
Следующий этап «Мастерской» пройдет в декабре. Его цель — повышение уровня профессиональной подготовки менеджеров культуры с фокусировкой на театральный рынок. Простыми словами молодых людей будут учить продавать спектакли молодых современных режиссеров.
Игорь Цыжонов. Александр Дружинин. Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал. Петербург.