Истории о школах, где не ставят оценок, не задают домашних заданий и не заставляют учиться, выглядят как прекрасные мифы о прогрессивном западном образовании. Между тем, это уже давно российская реальность. Правда, речь идет не о государственных образовательных учреждениях, а о частных. В последнее время все большей родителей делают ставку именно на альтернативное образование для своего ребенка.
В середине 90-х годов в стране был бум организации частных школ, но далеко не все из них смогли дать выпускникам качественное образование, другие не выдерживали конкуренции. Между тем, в Петербурге есть школы, которые успешно работают и двадцать, и тридцать лет. Сегодня можно сказать о новом этапе развития альтернативного образования. Во-первых, выросло количество негосударственных учреждений, во-вторых, возник большой приток учеников в частные школы из обычных, городских. И как ни странно, произошло это после массового дистанционного обучения. Этот факт был озвучен директорами частных школ, которые собрались в Доме журналистов на первый круглый стол, посвященный развитию альтернативного образования в Петербурге.
Государственная школа всегда и во всем подчинена образовательным стандартам, то в частной дела не так консервативны. Здесь быстрее реагируют на вызовы времени.
Частные школы бывают разные. И, по сути, они создаются под конкретные запросы общества. Так, в Ланцман Скул учебный процесс подстроен под конкретного ребенка. Дети учатся по индивидуальному плану, осваивая программный материал в собственном темпе. И в этом – огромное преимущество.
Дети разных возрастов занимаются вместе. Это взаимодействие позволяет младшим быстрее развиваться, а старшим формировать лидерские качества и учиться объяснять другим свою точку зрения. Задач и примеров на каждую тему такое количество, что домашних заданий нет. Свободное время посвящается внеурочной деятельности.
В Эпишколе то же есть и обычные уроки, и учителя. Но до девятого класса ребята не получают отметок. Зато у них есть зачетные тетради, в которых фиксируются их успехи. Кроме того, раз в полгода проводится магистрат, на котором отмечают тех ребят, которым удалось в этом полугодии стать лучше, чем они были в прошлом. Все это позволяет сравнивать ученика с самим собой, а не с другими, что, по мнению создателей этой школы, полезнее и продуктивнее.
В этой школе у каждого ученика – свой образовательный маршрут. А вот планировать и следовать по нему помогает индивидуальный куратор. И пока массовая школа воспринимается детьми как "неприятная обязаловка", такие нетрадиционные системы будут процветать. Чтобы вы ни выбрали для своего чада и в какую бы систему образования его не отдали, важно помогать и поддерживать ребенка! Тогда любое обучение будет в радость!
Игорь Цыжонов. Даниил Кушнеревич. Катерина Горбачева. Линда Черкасова и Владимир Пивнев. Первый канал. Петербург.