Территория творческого доверия – так называется проект Центра российской педагогики и детского творчества Русского музея. На днях он стартовал в Петербурге и полностью расположился в здании Восточной кордегардии. Проект - это не только творческие занятия для детей в специально оборудованных помещениях. Развитие ребенка, по мнению авторов, без доверия - просто не возможно.
Музей – это школа, которая никогда не заканчивается, потому что человек любого возраста, посещая его, каждый раз открывает для себя что-то новое. Особенно если речь идет о школьниках. Именно на них сегодня и ориентированы многие музеи. Ведь большая часть посетителей – дети.
Борис Столяров, заведующий Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея:
"Парадокс сегодняшнего дня заключается в том, что часто приходится бывать на всяких форумах, педагогических в том числе. И из педагогического лексикона ушел термин развитие. Да, воспитание! Но патриотическое и только средствами «Ура», но не средствами художественной культуры. А без этого не может быть воспитания. А вот термин «развитие» - ушел. Музей - условно образовательное учреждение. Оно больше нацелено на функции развития и воспитания художественного, эстетического. Поэтому мы в основном сосредоточились на этом".
Именно поэтому в Русском музее и создали проект - «территория творческого доверия». В здании Восточной кордегардии расположились: познавательная зона, оборудованные кабинеты для детского творчества, досуговая зона, выставочный зал и творческие мастерские. Проект рассчитан для детей от четырех лет и их родителей.
Анастасия Иванова, родитель:
"Я вижу колоссальную разницу в уровне между занятиями в клубах «масс-маркет», где просто набирают детей, разрабатывают какие-то абонементы и преподавателямис хорошей программой. Я - художник и дизайнер, я вижу разницу. Даже если у Тимофея пока получается не очень хорошо, все - равно откладывается там".
Один из примеров - заниматься рисованием, но не в привычном и классическом понимании этого школьного предмета. Здесь можно постигать новые техники. Батик, живопись, лепка, графика – это лишь не большой набор, который могут освоить дети, при этом вместе с родителями, вместе с педагогами. Авторы проекта убеждены, что совместное творчество не только улучшит доверие, но и успеваемость в школе.
Борис Столяров, заведующий Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея:
"У нас сейчас знаете какой самый популярный курс? Математика и изобразительное искусство. Мы пять лет назад создали программу, а вот второй год как она пошла. И учителя пошли, и дети. Старшеклассники стали рисовать. Они занимаются изучением законов симметрии на архитектуре здания Русского музея, на произведениях народного творчества, на русском авангарде. Они стали заниматься самостоятельно, стали фотографировать, заниматься графикой, компьютерной графикой. В этом году начинаем физику и математику, химию и математику, привлекая наших реставраторов. Вот видите, художественный музей может участвовать в самых разных образовательных процессах и обогащать их".
Дети могут увидеть такие детали на предметах искусства, на которые взрослые, наверняка, просто не обратят внимание. А потому все занятия обязательно начинаются с посещения постоянной экспозиции Русского музея. А позже уже в мастерских дети воспроизводят увиденное на бумаге, просто рисуя. Пусть даже и не умело. Важно, по мнению авторов проекта, не просвещая развивать, а развивая просвещать. По этому принципу решили пойти и в Парижском Лувре, но пока с меньшим размахом.
Манон Потван, директор образовательных программ Лувра (Париж, Франция):
"Я очень впечатлена богатством проектов, в частности педагогических, в Русском музее. Особенно впечатляет федеративная роль музея, работающего со всеми регионами России. В Лувре такого нет. Мы сотрудничаем лишь с Канадой и немного США. Мы бы, конечно, хотели расширить географию сотрудничества. Отмечу, что здесь работают: психологи, социологи, педагоги – масштабность проектов не может не впечатлять".
Директор департамента образования Национальной Галереи из Вашингтона тоже впечатлена проектами Русского музея. О том, как ведется работа в Америке, она говорила на недавно прошедшей конференции "Музей и образование: контексты и перспективы сотрудничества". Проект «Искусство за углом» у них образовался еще в девяностых годах, когда пришло понимание того, что дети из соседнего квартала вообще ничего не знают о галереи. А когда впервые пришли: увидели, подумали, удивились.
Линн Рассел, директор департамента образования Национальной Галереи (Вашингтон, США):
"Каждый школьник способен своими словами рассказать, что он видит на картине и что об этом думает. И на основании своих впечатлений сформулировать вопрос: к картине или о картине".
Русский музей в свои программы начинает внедрять и современные технологии. Теперь любой житель России - от Калининграда до Владивостока - может заниматься дистанционно. На такие электронные курсы уже обратили внимание студенты художественных вузов из регионов страны.
Игорь Цыжонов, Александр Дружинин, Линда Черкасова, Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал - Петербург.