Мальвина, Володька, Гимнастка, белые зайчики – вот такие игрушки были у наших бабушек, дедушек, мам и пап. Правда, сегодня это уже мечта многих коллекционеров – интерес к советским куклам сейчас очень большой. И ленинградская игрушка здесь занимает особое место.
В советские годы игрушки были совсем не те, что сегодня стоят на прилавках. Крокодилы – зеленые, волки – серые, медведи – коричневые. Все максимально похожи на свои прототипы. И были они практически на вес золота.
Дарья Соболева, искусствовед
«В России до революции очень мало игрушек производили, не было предприятий, которые этим занимались. Советское правительство, надо сказать, уделяло внимание детству, поэтому стали появляться артели, фабрики, где производили игрушки, но все равно этого было очень мало и не было таких материалов и такого оборудования, при помощи которого можно было сделать много игрушек. Их не хватало».
Первых кукол стали делать в Ленинграде в начале 30-х годов. Охтинский химический завод освоил производство целлулоида и начал выпускать из него продукцию для детей. Сначала промышленники просто копировали немецкие аналоги. Но очень скоро к моделированию игрушек подключили скульпторов и художников. Лев Сморгон больше 20-ти лет проработал в этой области. Он создал знаменитую Гимнастку, Володьку, Жирафа-дутыша, несколько десятков игрушек. Причем его куклы и зверушки сильно отличались от других.
Ирина Лебедева, художник
«Он не делал закрывающихся, открывающихся глаз. Это нарисованная игрушка, прежде всего. Нарисованность дает такую мягкую интонацию улыбки, доверчивости и лукавинки. Каждая его игрушка несет некое настроение, она воспитывает».
В то время игрушки должны были отвечать запросам молодого советского государства. Поэтому к их производству относились очень ответственно – прежде чем изделие запустят в тираж – ее модель должен был одобрить экспертный совет, на котором Лев Наумович часто отстаивал свою художественную точку зрения. Именно в игрушке, по словам Сморгона, им были отточены основные принципы, которые потом он стал применять в своем творчестве – понимание формы как интонации, намеренная деформация внешнего облика модели, стремление к максимальной обобщенности образа. Творения Сморгона ознаменовали новую эпоху, когда игрушка стала выполнять функцию эстетического воспитания ребенка.
Лев Сморгон, скульптор, художник
«К нам, к игрушечникам, всерьез не относились. Что с нами бороться? Никаких постановлений партии и правительства о преклонении перед Западом у нас не было, мы себе жили спокойно и творили, что хотели, и всегда находился покупатель. То количество, что выпускали – этого всегда немножко не хватало».
Малая тиражность промышленного производства способствовала тому, что многие работы советских художников-игрушечников сегодня представлены в частных музейных коллекциях. Некоторые экспонаты знатоки ищут годами.
Мария Кожухова, директор музея СССР
«В 50-60 годы опять возвращаются куклы в нарядных платьицах, в красивых коробках, то есть из девочки уже не стараются сделать только домохозяйку… Больше стало свободы у художников, хотя контроль был, художественный совет работал и многое отслеживал, но все равно у мастеров появилось больше простора для фантазии, и я думаю, что и в Ленинградской игрушке это отразилось в принципе – «прийти и раскрыть себя».
Увидеть куклы, которыми играли наши бабушки, дедушки и родители, в Петербурге в эти дни можно в музее «Невская застава». Там открылась выставка, посвященная ленинградским игрушкам, произведенных на крупнейших фабриках нашего города.
Ирина Товкалева, Антон Голубев, Валентина Говорушкина, Владимир Пивнев. Первый канал-Санкт-Петербург.