Реставрационные лаборатории государственного Эрмитажа получили не только новые площади для работы, но и новое, уникальное оборудование.
Первая очередь реставрационно-хранительского центра "Старая деревня" была открыта в 2003 году. С его помощью Эрмитаж существенно расширил свое фондохранилище. Вторая очередь, введенная в эксплуатацию в 2012, предусматривала рабочие пространства для всех реставрационных лабораторий, однако, окончательный переезд и оснащение завершились лишь этой осенью. Кому не пришлось долго привыкать к новым помещениям, так это самому молодому подразделению реставрации государственного Эрмитажа – лаборатории фотоматериалов.
Татьяна Саятина – Заведующая лабораторией научной реставрации фотоматериалов:
"Помимо того, что мы реставрируем, у нас есть огромная учебная коллекция в нашей лаборатории, где реставраторы могут осваивать новые методы в реставрации фотографий"
Увеличенные пространства пошли на пользу лаборатории научной реставрации монументальной живописи. Сами экспонаты здесь далеко не миниатюрные, а работа по каждому может продолжаться ни один месяц.
Елена Степанова – Зам. заведующего лабораторией научной реставрации монументальной живописи:
"Большой плюс то, что у каждого реставратора несколько рабочих столов, то есть много экспонатов сразу в работе. Это очень удобно, в зимнем дворце мы такого не имели, нам было тесно".
Работа реставратора очень кропотлива и многим может показаться однообразной и скучной, однако, сами художники приведут вам миллион причин, почему это не так. Мария Жервэ работает в Эрмитаже уже 20 лет и до сих пор с нетерпением ожидает каждую новую полевую экспедицию.
Мария Жервэ – Художник-реставратор лаборатории научной реставрации монументальной живописи:
"Большая часть нашей работы - это экспедиции археологические, потому что мы занимаемся археологической живописью. И вот когда в экспедиции ты чистишь, и у тебя под скальпелем из под земли выходит живопись 5 века, 8 века, которую никто не видел с 5 или 8 века, а за спиной стоит вся экспедиция и не дыша ждет, что же под скальпелем появится: рука, нога, кони, люди – это прекрасно".
С переездом в центр «Старая деревня» реставрация керамики в Эрмитаже вышла в прямом смысле на новый уровень. Новое осветительное оборудование, микроскопы и прочие приспособления позволяют собрать исторический экспонат, в буквальном смысле, из черепков.
Но, с появлением новых возможностей, руководством были поставлены и новые задачи.
Наталья Павлухина – Художник-реставратор, ведущая сектора реставрации керамики и стекла:
"Очень интересный проект - это реконструкция зала аттических ваз, этим занимается отдел античного мира. В Зимнем дворце, в новом корпусе планируется открыть зал аттических ваз, посвященный аттической вазописи".
Знаменитые императорские кареты, выставленные в Эрмитаже, восстанавливала лаборатория научной реставрации мебели. Через руки этих мастеров прошли не только кареты. Настоящие универсалы музейного дела могут разобрать по винтику, а затем собрать экспонат любого размера и сложности.
Владимир Градов – заведующий лабораторией научной реставрации мебели:
"Бывают экспонаты очень большие. И вот несмотря на то, что мы находимся в зале, где должны реставрироваться кареты, бывают и предметы мебели очень большие, и их надо разложить, разобрать аккуратно, чтобы ничего не перепутать".
В Зимнем дворце посетители Эрмитажа могут увидеть лишь считанные образцы карет и мебели императорской семьи. А вот в центре на Старой деревне уже несколько лет действует экспозиция открытого хранения. Здесь представлено существенно больше экспонатов, чем это было бы возможно в залах Зимнего дворца.
Юрий Пиотровский – Зам. заведующего отделом археологии Государственного Эрмитажа:
"По-немецки это называется штудензамлинг, когда огромное количество вещей выставляется для зрителей и показывается, как можно больше вещей. Вот это есть открытое хранение, здесь будут ходить экскурсии и экскурсоводы будут пытаться рассказывать о том обилие материала, которое здесь находятся".
Площадь открытого хранения, доступного для посещения, с каждым годом увеличивается. В ближайшее время будет открыт археологический сектор, в будущем - залы керамики и фарфора. Не стоит сбрасывать со счетов, что центр «Старая деревня» продолжает расти. Третья очередь строительства уже начата, так что уникальный филиал Эрмитажа в одном из спальных районов Петербурга скоро может стать и одним из самых больших музеев Северной столицы.
Юрий Пиотровский – Зам. заведующего отделом археологии Государственного Эрмитажа:
"Это спальный район, в спальном районе нет таких центров музейных. И поэтому присутствие Эрмитажа здесь - это важная часть, когда люди могут прийти в выходные дни сюда".
Тимур Мамонов, Александр Дружинин, Владимир Пивнев и Валентина Говорушкина. Первый канал, Петербург.