В начале 19-го века ни одна женщина на Руси не могла себе позволить выйти на улицу, не покрыв голову платком. Однако любая девушка при этом могла почувствовать себя венценосной особой – хотя бы в день свадьбы. Венец, расшитый натуральным жемчугом, был обязательным элементом подвенечного убранства.
"Князь и княгиня – так называли молодоженов на русском Севере, благодаря традиции украшать невесту венцом", – рассказывает искусствовед Софья Владыкина. Сама Софья делать русские костюмы и аксессуары начала еще студенткой, оказавшись в фольклорном этно-клубе при Академии имени Репина. Самой создать первый венец ей захотелось после рождения ребенка. Убор нашел свою невесту, и традиция в Петербурге возродилась.
Софья Владыкина, Искусствовед, руководитель мастерской русского костюма:
«У нас была ситуация, когда многодетная мать на жемчужную свадьбу – 30 лет совместной жизни – заказала венцы себе и дочкам, и они папе сделали подарок – все были наряжены в традиционные костюмы и на них был жемчужный венец».
Софья призналась: жемчуг нынче используют привозной, а прежде добывали на северных русских реках. А вот орнаменты и такая техника вышивки как «сажение по бели» и спустя века остались неизменными.
Софья Владыкина, Искусствовед, руководитель мастерской русского костюма:
«Чтоб выделить орнамент, исполнить его декоративности, добавить выпуклости – поверх узора накладывается настил из специального шнура – он близок к белому обычно по оттенку. Накладывается, отбивается золотым шнуром и выполняется вышивка жемчугом или бисером».
К концу 19 века, венцы, как реликвии, хранились в доме сельского старосты, а тот выдавал их невестам на прокат. Венцы и сейчас – удовольствие недешевое. Зато каждая женщина в качестве оригинального аксессуара может позволить себе платок, надетый на мягкий повойник или косынку с золотым шитьем, которую лихо выкладывали в шапочку псковские модницы.
Марина Седова уверяет: мода на шляпы вернулась в Петербург. Ее салон – это музей, где живут шляпки всех времен: от складных мужских цилиндров "шапокляк" до послевоенных дамских уборов, украшенных трогательными цветами из промокашки. Во времена шляпного бума на Невском было 16 мастерских, где к головному убору подбирались перчатки, веера и зонтики. В 70-80-ые годы 20-го века шляпная мода пошла на спад.
Марина Седова, Шляпный мастер:
«В 70-80-ые никто не хотел носить шляпы, как английская королева: кто хотел быть похож на старушку? Но когда шляпу надела принцесса Диана – это стало интересно, и у нас вдруг появился спрос».
Сегодня шляпа с полями может сделать женщину центром внимания, а скромная шляпка с ушками – согреть в морозы до 35 градусов: все-таки фетр – 100-процентный кроличий пух. У подростков особенно популярны шляпы-стетсоны и кепи, хотя, по словам Марины, смелый выбор шляпки часто вознаграждается молниеносными переменами в жизни девушки.
Марина Седова, Шляпный мастер:
«Двум барышням, которые учатся в 10 классе, мамы купили по элегантному пальто, и встал вопрос – надо что-то на голову надеть. И девочки выбрали неожиданные шляпки для их возраста – не кепарики, не стетсоны, не береты – одна выбрала таблеточку с вуалью, другая амазонку – тоже с вуалькой. Когда пришли в школу – там случился культурный шок. Мама прибежала ко мне: «Боже! Это революция в школе произошла! Все стали такие вежливые, стали открывать дверь, пропускать девочек».
Алина Ё способна создать авторский головной убор с нуля. Она сама валяет шляпки причудливых форм из войлока и любит цитировать Филиппа Трейси: «Шляпки – лучшая альтернатива пластическим операциям, так как позволяют по желанию менять форму и черты лица». Имея богатый опыт театрального художника, Алина изготавливает для своих шляп роскошные украшения из бисера и перьев. В наше время не каждая женщина решится выглядеть по-королевски.
Алина Ё, Шляпный мастер:
«Ни для кого не секрет: мы живем в век скоростей, и как раз шляпка позволяет нам, женщинам иногда замедлять этот процесс, чтобы почувствовать жизнь, а не только эту бесконечную спешку».
Анастасия Тамило, Максим Беляев, Андрей Клемешов, Александр Высоких, Первый канал-Санкт-Петербург.