«Театр – по правилам или без?».Таков девиз 26 Международного фестиваля «Балтийский дом». 12 лучших театральных трупп со всего мира приехали, чтобы показать свои премьерные постановки петербургскому зрителю. А режиссеры собрались за круглым столом, чтобы обсудить, существуют ли правила и запреты для театрального творчества?
Идеальная свобода существует... только в искусстве, уверяет Андрий Жолдак. Один из самых известных нарушителей правил в современном театральном мире привез на фестиваль в Петербург спектакль по мотивам чеховских «Трех сестер». Постановка «По ту сторону занавеса» создана на основе снов режиссера, которые преследуют его уже много лет.
А вот трилогия Андрея Кончаловского по чеховским пьесам «Три сестры», «Дядя Ваня» и «Вишневый сад», сыгранная артистами театра Моссовета, представила вполне традиционное видение русской классики.
Параллельно классическому «Тихому Дону» ростовского театра, репертуар фестиваля украсили работы петербургских постмодернистов - «Сон об осени» Юрия Бутусова и «Гроза» Андрея Могучего. Принцип фестиваля «Балтийский дом» - собирать под одним «зонтом» диаметрально противоположные театральные эстетики и открывать новые имена.
Сергей Шуб, директор театра-фестиваля «Балтийский дом»: "Спектакль из Таллинна театр R.A.A.A.M , пьеса Кицберга «Оборотень» - работа режиссера, нам неизвестного режиссера Сергея Потапова, он работает в Якутии – ученик Борисова – это новый язык и театральный стиль. Все это было встречено с энтузиазмом. Для нас- открытие".
Режиссер Анатолий Праудин признался, несмотря на то, что его постановка «Семья» по рассказу Толстого «Крейцерова соната» повествует о жестоком убийстве, в его театре на сцене никогда не будут нарушаться общечеловеческие правила.
"Точно не может быть тяжких телесных повреждений, убийств животных, нарушений заповедей. Тема убийства может существовать, но я не буду по-настоящеум гвоздями прибивать людей"
Александр Галибин озвучил единственное правило, которого он придерживается в театре: в его спектаклях никогда не будет пошлости. Яркая тому иллюстрация - постановка «Анна», по мотивам «Анны Карениной» Толстого, превращенной в пьесу драматургом Еленой Греминой.
Александр Галибин, народный артист РФ:"Я хочу, чтобы понимание этого произведения было перевернуто, (..)Мой спектакль – поток сознания Анны и все, что на сцене – это глазами Анны. Проезд Анны на станцию, где она покончила жизнь самоубийством – поток сознания, здесь Толстой был первым. Нет ни одного лишнего слова, все говорят текстом Толстого".
Театр «Менофортас» представил премьеру по рассказу Кафки «Мастер Голода». Сам Эймунтас Някрошюс вел мастер-классы в Италии и приехать не смог. Но актриса Виктория Куодите, которую режиссер вывел когда-то на большую сцену в «Макбете» и «Дон Жуане», сформулировала правила, по которым живет театр Някрошюса.
Виктория Куодите, актриса: "Чего не может на сцене в театре Някрошюса? Ответ, фальши. Он не имеет альтернативы, многие люди имеют всякие дороги, сделать так или так, обойти, что-то выбросить. Но этот художник не имеет альтернативы... Это бескомпромиссность, особенно в искусстве, особенно сейчас».
Сейчас российские академические театры открыли свои двери для самых смелых режиссеров, так что, театральные правила на сцене меняются вместе с театральным языком.
Анастасия Тамило, Татьяна Осипова, Александр Дружинин, Андрей Клемешов и Владимир Пивнев. Первый канал-Санкт-Петербург.