Некоторые кинофестивали не ставят своей задачей знакомить зрителя с новинками проката, тем не менее, поднимают довольно серьезные вопросы. Российский кинофестиваль «Литература и кино», который уже больше 20 лет проходит в Гатчине, одно из таких событий.
Фестиваль в Гатчине – единственный в нашей стране, который отбирает для конкурсной программы фильмы-экранизации, имеющие литературную основу. В работе этого кинофорума принимают участие не только критики, режиссеры и сценаристы, но и литераторы, которые работают в различных жанрах современной литературы.
Сергей Урсуляк – Председатель жюри кинофестиваля, кинорежиссер, сценарист:
"Большая литература и большое кино – это не удел всех. Но этот небольшой слой людей, которым важна литература, важно кино, важно качество… Мы этот слой должны поддерживать, поощрять и расширять как можно больше."
Гатчинский кинофестиваль не ориентирован исключительно на киноновинки, однако, в его программе в этом году сразу несколько лент, в буквальном смысле, с монтажного стола. Так фильмом, открывшим фестиваль, стала лента «Соврешь-умрешь» 2016 года, также, как и картина Сергея Снежкина «Контрибуция», которая вышла в прокат несколько недель назад. Впрочем, полные залы собирали и уже известные широкому зрителю фильмы, к примеру, «Синдром Петрушки»
Лика Нифонтова – Народная артистка Российской Федерации, актриса:
"Я очень хочу, чтобы фильм, который мне понравится, потом увидело как можно больше людей, чтобы он не остался фильмом фестиваля. Я очень хочу, чтобы наше кино как можно больше смотрели, но для этого нужна хорошая история."
Конкурсные фильмы, представленные на фестивале, в большинстве своем опираются на современные литературные произведения. Русскую классику режиссеры предпочитают не трогать. Еще одной проблемой становится интерпретация. Все чаще кино дословно цитирует книгу.
Андрей Шемякин – Киновед, кинокритик:
"Ччем дальше, тем больше сами сериалы отходят от интерпретации, они все больше и больше используют литературу – это грустно. Всегда интересно, когда открываются какие-то новые смыслы, которые нигде, кроме как на экране, не могли быть открыты."
Голливуд уже давно и успешно экранизирует классику мировой литературы и не боится экспериментировать с произведениями Шекспира и Гюго, переворачивая традиционный сюжет с ног на голову. Российский кинематограф в большинстве своем придерживается классического прочтения.
Давид Шнейдеров – Член жюри кинофестиваля, член Экспертного Совета Гильдии киноведов и кинокритиков России:
"В нашей стране есть такое: «это наш Пушкин и не смейте трогать нашего Пушкина», - такое стремление к догматизму. Это еще было при Чехове, когда чеховские комедии ставились всерьез, как драмы, когда самому Чехову не нравилась версия Станиславского. Я жду талантливой экранизации, провокационной, лихой, дерзкой, наглой."
Юрий Поляков – Писатель, драматург:
"Год кино - это продолжение года литературы. Из того кризиса, в котором мы сейчас пребываем именно в кино, мы не выйдем, пока кинематограф не будет опираться на хорошую литературу. Заметьте, все крупные американские киноудачи – это все экранизации романов, у нас это недооценивают."
Один из гостей фестиваля, народный артист России Аристарх Ливанов поделился своим секретом, для чего он заставляет себя смотреть плохие киноленты.
Аристарх Ливанов – Народный артист Российской Федерации, актер театра и кино:
"Не только смотреть шедевры, но и плохое кино, и ставить диагноз: почему это плохо, почему я с первых кадров вижу, что меня ничего хорошего не ждет ни через 3, ни через 5, ни через 40 минут. Это, конечно, трудно перенести, но я спасаюсь тем, что в этом тоже есть чему можно поучиться."
Уже завтра 22-й кинофестиваль «Литература и кино» подведет свои итоги. За минувшую неделю зрители смогли увидеть 24 фильма конкурсной программы. Наверняка, не все ленты остались понятыми, но именно для этого и существует фестиваль, чтобы ставить перед режиссерами и сценаристами новые задачи.
Сергей Урсуляк – Председатель жюри кинофестиваля, кинорежиссер, сценарист:
"Мы все время будем говорить, что нам чего-то недостаточно, но весь смысл в той разнице между тем, что мы хотим увидеть, и что мы имеем на самом деле. Но то, что мы не будем удовлетворены, это нормально и правильно."
Тимур Мамонов, Олег Подъячев, Татьяна Осипова, Владимир Пивнев и Валентина Говорушкина. Первый канал, Петербург.