Узнать об истории своего микрорайона жители Рыбацкого могут из печатных источников или придя в местную библиотеку. Здесь хранятся уникальные вещи, связанные с традициями этих земель. Представить свою экспозицию широкому кругу посетителей рыбацкая библиотека смогла в рамках форума малых музеев, который уже в 5-ый раз проходит в Петербурге.
Формально – это музей. Документально – историко-краеведческий зал библиотеки. Её сотрудники на протяжении многих лет собирали экспозицию. Фотографии, архивные документы, предметы крестьянского быта. Жители слободы занимались не только рыболовством, но и участвовали в народном ополчении в русско-шведской войне. В 80-ых годах прошлого века село Рыбацкое было разрушено, на его месте вырос новый жилой массив. О сохранении исторической памяти позаботилась библиотека – здесь издаётся литературный историко-краеведческий альманах и словарь, постоянно устраиваются экскурсии.
Надежда Перхальская, заведующая Рыбацкой библиотекой:
"У нас очень много друзей. Это и творческие жители Рыбацкого – писатели, поэты, художники, историки, краеведы и просто обычные жители, которые очень любят своё Рыбацкое, хотя они разъехались по всему городу, но собираются у нас в библиотеке и считают вот этот зал, в котором мы сейчас находимся, сердцем их малой родины".
Кстати, Рыбацкая слобода появилась почти в одно время с Ораниенбаумом. В местном краеведческом музее представлены сразу три века истории города. Отдельное место занимает Зал воинской славы. Здесь посетителям рассказывают об офицерской стрелковой школе, об участии местных жителей в войне 1812 года. О том, какую роль в обороне Ленинграда сыграл Приморский плацдарм, и какие тяжёлые бои проходили в районе Ораниенбаумского пятачка.
Юлия Кучук, директор СПб ГБУ «Краеведческий музей г. Ломоносова»:
"В местечке Керново находился большой лесной массив, просто огромная такая сосновая роща и когда проходили кровопролитные бои и противостояние этих армий, то после уже освобождения, снятия Блокады от этого лесного массива осталась одна сосна.
Когда это дерево совсем засохло, перестала у него появляться даже крона, то это дерево мы бережно принесли сюда в музей, и оно стало нашим экспонатом. В этом единственно-сохранившемся от огромного лесного массива дереве – 400 отверстий от пуль, снарядов, осколков. Мы их аккуратно вынули. Они у нас и на витрине в экспозиции тоже представлены".
Макет кабины самолёта Ла-5, на таком летал уроженец Ораниенбаума - Герой Советского союза Георгий Костылев – сегодня участвует в полётах виртуальных. Музей активно использует современные технологии: интерактивную доску, специальное оборудование для экспонирования открыток и работает с частными коллекционерами. Предметы из личного собрания Наталии Баландиной посвящены ещё одному известному жителю.
Юлия Кучук, директор СПб ГБУ «Краеведческий музей г. Ломоносова»:
"Выставка «Волшебный мир балетов Стравинского» - это персонажи балетов Стравинского: петрушка, жар-птица, весна священная, представленные в изделиях императорского, а позднее Ломоносовского фарфорового завода".
Учителем Игоря Стравинского был Николай Андреевич Римский-Корсаков. Золотое перо, синие очки, нотные записные книжки – три экспоната, по которым знатоки истории музыки сразу догадаются, что это выставочное пространство посвящено биографии величайшего композитора. Мемориальная квартира – место, где Римский-Корсаков провёл последние 15 лет жизни, где создал 11 опер. Но не только о его жизни и творчестве рассказывают в музее.
Лидия Адер, старший научный сотрудник Музея-квартиры Римского-Корсакова:
"Специально для форума малых музеев мы разработали экскурсию, которая называется «литературный ген». Дело в том, что все дети и внуки Николая Андреевича были талантливы. И вот рассказать об их талантах – наше удовольствие, наша честь, потому что именно это складывается в их ген, да, ген не только музыкальный. Ведь пятеро внуков обладали литературным талантом".
Форум объединил 40 выставочных пространств: это и мемориальные квартиры, и библиотеки, и музеи высших учебных заведений. Ведь у небольших экспозиционных помещений есть свои преимущества.
Тамара Федоренко, директор музея «Разночинный Петербург»:
"Малые музеи более целенаправленно популяризируют какую-то тему, какую-то мемориальную личность, какую-то меморию, если это связано со зданием в котором он размещается. То есть более пристальное внимание к каким-то сюжетным, событийным вещам – то, что не всегда может позволить себе большой музей, потому что у него ну громадьё всего. И вот в этом вот наверное есть большая польза".
Тема краеведения, Года литературы, 70-летнего юбилея Великой Победы. Каждому музею есть о чём рассказать публике. И дело не в размере помещения, а в том, насколько интересно представлена экспозиция.
Юлия Миханова, Александр Дружинин, Линда Черкасова, Владимир Пивнев и Андрей Клемешов. Первый канал - Петербург.