Финский город Котка: сюда прибыл знаменитый фрегат "Штандарт", чтобы стать главным героем знаменитого Гангутского сражения, первого боя российского флота и первой победы. 1714 года. Именно после этого 27 июля стало отмечаться как праздник военно-морского флота России.
День святого Пантелеймона принес поражение шведам и победу русскому флоту, а морскую регату в честь события организовали финны. В Ханко, на территории Финляндии, бывшей в те времена частью Швеции, произошел решающий бой. Праздник в Котке получился российский.
Ари Вирен, Организатор морского праздника в г. Котка:
"Здесь очень много русских, но есть и Финские корабли – 51 корабль, финских 3 или 4, есть еще Эстония, остальные из России".
Копия Петровского фрегата 1703 года, построенная в 99-ом году Владимиром Мартусем и его юной командой - гвоздь праздника. "Штандарт" сыграет роль шведского корабля и русского. А во время путешествия по финским шхерам освоит новую роль – экологического судна.
Владимир Мартусь, Капитан петровского фрегата "Штандарт":
"Способ мотивировать наших яхтсменов на соблюдение экологической чистоты – придуман приз самому экологически чистому кораблю – включая сортировку мусора, сдачу его на берег, надзор за сдачей туалетных вод, серых вод – нам пришлось бы все это организовать – отдельно у нас сбор пластика, бумаги, все это мы собираем, сортируем и надеемся, это поможет сберечь экологию".
Обследовать реконструированную каюту Петра Первого, выяснить, что понятие "гальюн" произошло от названий украшений на носу парусника, покрутить штурвал – эти радости доступны жителям всех стран, в которых гостит "Штандарт". А вот петербуржцы теперь только за границей могут видеть славу русского флота. С 2008го года парусник исключен из Государственного судового реестра и по закону не может выходить даже в акваторию Невы.
Владимир Мартусь, Капитан петровского фрегата «Штандарт»:
"Я стесняюсь сказать, что мы 5 лет не были в Питере – корабль не возвращался в родной Петербург. У нас самый большой деревянный корабль, построенный в России – нет правил, которые применимы для них. И экспертов, которые могли бы заверить техническое состояние – уже нет в живых. Естественно, что вся наша система, настроенная на уход от ответственности, не позволяет "Штандарт" подвести под нормативы по безопасности: если корабль придет, скорее всего, всякие технические инспекции поставят его на прикол без разрешения на эксплуатацию".
Паруснику для жизни нужно море, уверен Мартусь. За последние 15 лет Штандарт, оборудованный сверх-современными системами навигации, прошел около 100000 миль. Только вернулся с Канар, безаварийно пройдя по Атлантике с командой, наполовину состоящей из подростков. Для ребят из группы "Форпост Культуры" "Штандарт" по-прежнему главное место испытания своих сил. Алексей Федоров пятый год приезжает на парусник нести ночные вахты, отдавать швартовые и ночевать в гамаке. В любую страну.
Алексей Федоров, Член ДРОО СПб «Форпост Культуры»:
"Очень корабля не хватает. Каждый год, когда сюда приезжаем, это такое счастье для нас!".
Александр Трапер, Руководитель ДРОО СПб «Форпост Культуры»:
"Когда "Штандарт" был в городе и зимовал на Шкиперском протоке – мы зимой на нем бывали: ночные вахты несли, зимой шкурить начинали."Штандарта" очень не хватает в Петербурге,город с морской душой: в нем всегда были корабли".
Десять лет в море – один день на земле, теперь фраза из фильма «Пираты Карибского моря» - для капитана отлученного от Петербурга "Штандарта", стала печально актуальной. Поэтому жена и четверо детей Владимира Мартуся все лето проводят на корабле – в качестве членов команды.
Слава Мартусь, Сын капитана петровского фрегата «Штандарт»:
"Я очень горжусь своим папой, уде начал ходить на вахты и лазить на марсову площадку. Этот балкончик и есть "марсова". Сейчас я даже могу лазить на грот-брамсели – это самый верхний парус – и там очень весело, особенно когда немножко шатает – это самое веселое!".
А еще веселые летние каникулы на "Штандарте" в этом году проводят ребята из Украины. 16-ти летний Влад научился вязать морские узлы, а домой, в Донецк, ставший горячей точкой, он вернется с адресами новых друзей из России.
Влад Базаров, Гость парусника «Штандарт»:
"Скажу честно, когда оказываешься бок о бок с людьми – становится неважно – откуда они и что они думают- мы все одна семья, нам нравится находиться в одной лодке и даже как-то не вспоминаем ни о чем об этом".
Парусник «Штандарт», ныне гражданин мира – не готов менять гражданство, несмотря на предложения многих европейских стран ходить под их флагом. Новые правила для исторических судов, существующие в Европе, обязательно появятся и в России, верит команда "Штандарта". Тогда и первый петровский парусник и линейный корабль «Полтава», который ныне реконструируют в Северной столице, будут прославлять Российский флот по всему миру и окрылять настоящими просоленными парусами каждую юную мечту.
Анастасия Тамило, Максим Беляев, Валентина Говорушкина, Владимир Пивнев, Первый канал, Санкт-Петербург.