Процесс перехода на газомоторное топливо в России активизировался после того, как правительство страны выпустило распоряжение «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива, в том числе природного газа в качестве моторного топлива». В настоящее время депутаты Госдумы рассматривают законопроект, направленный на снижение требований промышленной безопасности к заправочным комплексам. А Петербург вошел в десятку пилотных регионов по переводу техники на метан и строительства стационарных заправок. Для этого город уже выделил два земельных участка без торгов, целевым назначением. Через три года в Петербурге будет построено двадцать пять таких заправок.
Ирина Бабюк, председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам Петербурга: " В целом проект будет окупаем в течении 7 лет. И так же будет создано три рабочих мест. Мы понимаем, что с переходом на газ мы сможем сэкономить до 9 мрд в год бюджетных средств. Потому что будет порядка 50% общественного транспорта переведено на газ. Это касается как общественного транспорта так и техники, которая работает в сфере ЖКХ".
Переход на газомоторное топливо, безусловно, сокращает топливные издержки и повышает рентабельность автопарков. На сегодняшний день природный газ наиболее экономичный вид топлива: его среднегодовая розничная цена составляет 12 рублей за 1 кубометр. По распоряжению федерального правительства, через пять лет количество газомоторных автобусов в городах-миллионниках должно составлять половину от общего числа. Для Петербурга, это около 3,5 тысяч автобусов. Пока Петербурге 45 автобусов на газе. Экономия от их работы достаточно заметная.
Татьяна Клепикова, пресс-секретарь «Пассажиравтотранса»: "По итогам 2014 года экономия по статье топливо составило 37%. Что касается перевода на газ специализированной техники, то с ней дело обстоит немного проще. Два года назад Петербург стал первым городом России, в котором начали эксплуатировать мусоровозы, работающие на природном газе. Сейчас таких машин в городе около восьмидесяти. Работают они и на дизеле, и на газе".
Сергей Воробьев, директор по производству Автопарка №1 «Спецтранс»: "Если мы говорим про замещение газо-дизельных машин то надо делать акцент на номинальный режим работы. Все-таки у нас мусоровоз, он работает 80% своего времени на холостых оборотах, к этим оборотам приемлемо замещение порядка 40-45 %. Если мы переводим это в денежную массу экономия порядка 13-15% на сбор одного кубического метра".
В Петербурге газозаправочная инфраструктура создавалась еще в 80е годы и насчитывала десять автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Сегодня заправить автомобиль природным газом можно лишь на трех точках. В Гатчине, к примеру, проблему с заправками городского транспорта решили, установив передвижной заправочный комплекс.
Андрей Пискунов, мастер участка эксплуатации ПАГЗ: "Общий объем баллонов ПАГЗ составляет десять тысяч кубических метров. Это объема достаточно для проведения порядка восьмидесяти условных заправок автотранспорта. Одновременно может заправляться два автомобиля, расчетное время заправки примерно 10-12 минут".
Безусловно, на этапе становления газомоторного рынка особенно важна роль государства. Его позиция как регулятора отрасли подразумевает разработку стимулирующего комплекса мер для потребителей по переходу на газ. Однако пока личный транспорт переводить на метан никто не спешит.
Михаил Лихачев, генеральный директор «Газпром газомоторное топливо»: "Ведь можно выпускать определенный процент техники в двух топливной системе. Пусть для начала будет двух топливное. Потому что человек боится, что он не доедет. Мы строим инфраструктуру, мы несем капитальные вложения. А пока ее нет, потребитель говорит, а мне негде заправляться и я не буду пока переходить на эту технику. Поэтому переходный момент должен быть в двух топливном режиме. В сегменте легковой техники, малого грузового транспорта, такси. Даже если он не сможет доехать, он доедет на бензине".
Перевод транспорта на природный газ – национальная задача. Для этого каждый регион придумывает свои мотивирующие программы. А в Госдуме уже задумались об отмене транспортного налога для владельцев машин на газовом топливе.
Игорь Цыжонов. Антон Голубев. Екатерина Горбачева. Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал. Петербург.