Под Петербургом расположился единственный в России музей гужевого транспорта. Здесь есть кареты, повозки, сани, кэбы и даже тарантас 1806 года.
Идея создать собственный музей у Александра Ивахнова родилась случайно. Долгое время он работал в кино, и как-то после съемок осталась вот эта русская пролетка. Именно с нее и началась частная коллекция гужевого транспорта. Есть как старинные повозки, так и новые, сделанные по эскизам. Например, вот эта карета "Черная Мария", в которой перевозили заключенных, точная копия той, что стоит в музее карет в Англии. А вот это лондо – уже оригинал. Возраст дамского экипажа можно узнать, взглянув на его колесную ось – именно на нее наносят год постройки и имя мастера каретника.
Александр Ивахнов - Коллекционер:
"Эта карета 1840 года. Англия. Она была в ужасном состоянии. Мы ее восстановили полностью и она даже заняла у нас в Германии, есть такие выставки, которые проводятся раз в два года, там нужно чтобы была восстановленная карета не меньше 150 лет , и мы вот в Германии заняли 1 место в 2011 году."
Все экспонаты этой коллекции - кинозвезды. Некоторые из них были специально сделаны под определенные картины и переехали в музей уже после съемок. Например, вот в этих английских кэбах передвигались Шерлок Холмс и Доктор Ватсон в сериале "Бейкер-Стрит". Отличить их от оригиналов практически невозможно.
Александр Ивахнов - Коллекционер:
"Вот специальное окошко здесь. Кэбмен принимает здесь денежки. Это все сделано один к одному. Все эти мелочи. Но они соблюдены. А вот здесь вот эта приспособа: идет крюк и специальная застежка и кэбмен сверху тянет, и если клиенты не заплатили денег, он их не выпускает."
А вот эта карета только что закончила сниматься в сериале "Екатерина Великая". В музей она отправится после реставрации – сейчас здесь меняют ковровое покрытие, убирают лишние фасадные украшения, проверяют тормоза и колеса. В мастерах-каретниках - сын коллекционера Филипп Ивахнов. Он не только следит за состоянием старинных повозок, но и часто сам ими управляет. Например, в сериале «Григорий Р» о Распутине он играл кучера. Но это, по словам Филиппа, роль несерьезная. Самая интересная работа у него была несколько лет назад.
Филипп Ивахнов – Мастер-каретник:
"Ьне было 13 лет на фильме "Мушкетеры Екатерины". Мне нужно было запрыгнуть на лошадь на ходу без седла, без всего, ну и проскакать по деревне. Так-то, в принципе, с малых лет на коне, на каретах, тренировался."
Из ста двадцати экспонатов 80 - оригиналы. Вот этот тарантас здесь самый древний. Ему уже больше двухсот лет. Четырехколесная повозка, предназначенная для езды по плохим дорогам, была самым востребованным транспортом в 18 веке. Из-за небольшого кузова, который расположен на гибких дрожинах, исполнявших роль рессор, этот транспорт менее тряский, чем другие кареты. Только на нем и можно было комфортно путешествовать по глубинке. Подобный экспонат сегодня не встретишь ни в одном российском музее, поскольку ценности для сохранения долгое время он не представлял - ведь на нем ездили не коронованные особы, а обычные люди. Коллекционер Александр Ивахнов нашел его в обычном деревенском сарае.
Александр Ивахнов - Коллекционер:
"Их задача - быть максимально легкими, потому что бездорожье было жуткое, дорог не было. Но на них путешествовали только летом. Потому что распутица, когда зимой и летом ездили на санях."
Именно сани в нашей стране долгое время были особым видом транспорта. На них передвигались как зимой, так и летом. В коллекции Александра Ивахнова сегодня больше 30 различных саней – он собирал их по всей России. Некоторые пришлось серьезно реставрировать.
Александр Ивахнов - Коллекционер:
"А какие самые старые здесь сани? - В отличие от карет, сани не определить, на них год на оси не ставили, но ориентировочно все эти сани, конечно, 18 век. Это мы реставрировали сани, но роспись мы фотографировали и сохраняли ту, которая была в оригинале на этих санях."
Музей Александра Ивахнова недавно занял первое место в мире среди частных музеев гужевого транспорта. Популярностью он пользуется и у россиян. Коллекция находится при музее «Дом станционного смотрителя» в Выре и только за прошлый год её посетило около 50 тысяч человек.
Виктория Кайкова – Директор музея «Дом станционного смотрителя»:
"Она значительно расширила тематику нашего музея. Ведь в основном мы рассказываем о путешествиях того времени, и в фондах музея имеется всего лишь пять видов экипажа. А здесь такое обилие гужевого транспорта. И при входе сразу на эту экспозицию мы слышим очень часто:ах!
Ирина Товкалева. Олег Подъячев. Татьяна Осипова. Андрей Клемешов. Александр Высоких. Первый канал - Санкт-Петербург.