Конкурсы профессионального мастерства постепенно возвращаются во все отрасли промышленности, однако "корпоративные" чемпионаты, когда лучшие в профессии определяются в рамках целой отрасли – пока еще в диковинку. Санкт-Петербург стал базовой площадкой для проведения чемпионата кораблестроителей.
Уже три года в нашей стране проводится национальный чемпионат всемирного конкурса профессионального мастерства «World Skills», однако ориентировано это соревнование на студентов колледжей и училищ. Российской интерпретацией конкурса стало проведение национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности. Но один национальный чемпионат при всем желании не сможет охватить все уголки нашей страны. Именно поэтому, в этом году стали возникать отраслевые чемпионаты профессионального мастерства.
Светлана Крайчинская, зам. генерального директора союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия»: "С одной стороны это идея того, что должны быть такие места, такие инструменты, которые позволяют поднимать планку. И система чемпионатов она на это нацелена. С другой стороны, если мы в национальных чемпионатах работаем со студентами колледжами., то логичный вопрос, что происходит с молодыми работниками предприятий. На первом национальном чемпионате промышленности сборная колледжей победила команду корпораций, на втором чемпионате этого уже не случилось".
Объединенная судостроительная корпорация, чьи предприятия расположены от Владивостока до Калининграда свой отраслевой чемпионат решила проводить в Петербурге. Во-первых, в Северной столице наибольшая в нашей стране концентрация судостроительных заводов и научных учреждений. Во-вторых, именно в Петербурге успешно готовит кадры для всей отрасли кораблестроителей «Колледж судостроения и прикладных технологий». Выпускники этого учебного заведения трудоустраиваются еще во время прохождения практики. Оказывается сегодня, профессиональный рабочий ценится на вес золота.
Владимир Александров, директор Института морской техники и технологии, д.т.н., профессор: "Если раньше мы обращали больше внимания на инженерно-технических работников, то сейчас мы обращаем внимание на подготовку рабочих. Почему? Потому что сегодня рабочий становится главной фигурой на производстве. Он не простой исполнитель – он полу инженер, потому что он должен обладать большими теоретическими знаниями, понимать технологический процесс, как устроено то или иное оборудование, и понимать важность изготовления той детали, которую он делает",
Попасть на первый отраслевой чемпионат смогли только лучшие представители судостроительных заводов и верфей со всей страны. Любое новое начинание не всегда воспринимается с энтузиазмом, поэтому такой чемпионат в рабочей среде поначалу вызвал настороженность.
Игорь Дубровин, эксперт конкурса, инженер-технолог Средне-Невского судостроительного завода: "В первый раз это было необычно. Для многих сварщиков это в диковинку. Некоторые сварщики испугались, а некоторые захотели принять участие. К сожалению не всех можно было принять, был у нас ограничен критерий по возрасту, поэтому мы исходили из этого".
На других заводах, наоборот, лучших из лучших напутствовали всем цехом и давали строгие рекомендации.
Игорь Малерьян, участник конкурса, представитель Выборгского судостроительного завода: "Мне позвонили, говорят, будешь участвовать? Буду!"
"Цель стоит занять первое место и поехать на финал соревнований, которые будут проходить в Екатеринбурге в конце октября. Будем стремиться к этому".
"Как относятся коллеги по цеху? Положительно. Сказали, первое место не займешь - не возвращайся".
Кстати, готовят конкурсные задания и проводят оценку действий конкурсантов также рабочие. Каждое предприятие, наряду с участником чемпионата присылает эксперта, как правило опытного профессионала с многолетним опытом. По итогам корпоративного чемпионата будет сформирована команда, которая будет представлять всю судостроительную отрасль на национальном первенстве. Мотивация, чтобы стать лучшим из лучших присутствует, как профессиональная, так и материальная.
Эдуард Бобритский, директор Департамента управления персоналом ОСК: "Конечно, же, не буду скрывать. За победу в чемпионате, за призовые места, помимо признания тебя, как профессионала, ребята получат денежные призы. Помимо этого, призы в виде премий их ждут на предприятиях за то, что они участвовали и победили в этих соревнованиях".
В этом году судостроители выявляли лучших только в 3 «компетенциях»: металлообработке, сварочных технологиях и инженерной графике. В следующем году список профессий расширится. В виду того, что базовой площадкой для проведения чемпионата судостроителей стал Петербургский колледж судостроения, вполне возможно, что наряду с рабочими профессионалами к участию в чемпионате будут допущены и студенты старших курсов.
Анатолий Женаев, директор Санкт-Петербургского Колледжа судостроения и прикладных технологий: "Следующий шаг это будет старшие курсы наши, которые примут участие в этом конкурсе. Конечно, мы об этом думаем и нам интересно сравнить наш профессионализм с рабочими, которые уже работают на предприятиях суд прома".
Тимур Мамонов, Олег Подъячев, Екатерина Горбачева, Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал - Санкт-Петербург.