Их осталась всего сотня, водь – воистину малая народность, но это не мешает вожанам – древнейшим жителям южного берега финского залива беречь традиции и отмечать праздники на широкую ногу. В этом году день рождения деревни Лужицы приехали отмечать гости со всей Ленинградской области
Готовить угощения для Лужицкой складчины начинают за сутки. Деревне 517 лет и столько же кулинарным традициям. Без ухи день Петра и Павла - престольный праздник деревни не возможен. Рыбалка – местный промысел, салака - главная еда. По-водски ее тушат обязательно брюшком вверх, с луком и зеленью. Соус каса: смесь яиц, сливок и масла запекают в печи, в него макают лепешки чамель-какко. Есть и диетический завтрак.
Марина Ильина, хранительница Музея водской культуры : "Кама – это аналог современных мюслей – смесь зерновых: овес, пшеница, ячмень и бобовых. Тут и горох есть. Все это перемолотое и заправленное простоквашей, кефиром – много калорий с утра. В старину вожане ели это вместо мюслей".
С песнями, плясками и подарками на праздник прибыли соседи – ижоры, вепсы, карелы. Друзья из Латвии передали лужицкому музею восстановленный костюм воттов – латвийских вожан. Их отпрысками считаются знаменитые латыши: поэт Ян Райнис и президент Карлис Улманис. В 1440-м году, после войн и эпидемий, для пополнения населения, вожан вывезли в латвийский город Бауска.
Дмитрий Щегалев, представитель общества Наследия кревенгов «Земгала»: " После очередного вояжа в новгородские земли один из фюрстов новогородских 3000 единиц води угнали принудительно для постройки крепости. Она похожа на Копорскую. Они расселились по бауске и в районе 100 км. Они очень долго сохраняли идентичность. В 1940-х или 60-х была экспедиция, и они даже сохранили язык – были зарисован мужской и женский костюмы, и остался словарь – это была народность водь".