Именно так выглядит сердце атомной установки, правда, у реактора, в отличие от человека, не один, а целых 4 специальных поршня, которые вращают кровь, или, в данном случае, теплоноситель по организму. Поэтому над безопасностью здесь работает целое конструкторское бюро. И ноу-хау российских ученых сейчас бьет все мировые рекорды
Около тысячи дней и ночей или почти три года - именно столько могут проработать в реакторе подшипники без масла. Чтобы такое стало возможным, наши ученые трудились 10 лет. Вот оно главное изобретение российских атомщиков - циркуляционный насос нового поколения. Аналогов нет нигде в мире. В этом агрегате в качестве охлаждающей жидкости используется обычная вода. Конструкторы превзошли сами себя – от горюче-смазочного материала ушли не только в насосной части, но и в двигателе. Это в десятки раз позволило снизить угрозу возгорания в атомном реакторе.
Сергей Щуцкий – Главный конструктор ЦКБМ:
"На основе опыта, который мы получили в третьем поколении ГЦНов и применение подшипников водяных в насосной части , мы этот опыт ретранслировали на создание нового двигателя. Новый двигатель создан в качестве опытного образца, применение его пока ни на одной станции нет. То есть это только закладывается в будущие проекты, но следующий шаг, который мы делаем в развитие этого направления, – это следующее поколение главного, циркуляционного агрегата."
О том, какую роль выполняют циркуляционные агрегаты в работе реактора, конструкторы рассказывают с удовольствием и буквально в лицах. Смысл один – без них не заработает ни одна атомная электростанция. Не будет насосов – не будет электричества. От технических параметров этой установки зависит не только безопасность, но и экономическая эффективность всей АЭС.
Александр Плакидин – Директор по насосному оборудованию ЦКБМ:
"Если рассматривать реакторную установку, то желудок – это ректор, а насос - это сердце, которое качает. То есть вы съели, получаете энергию от желудка, и чтобы она разнеслась по всем клеточкам организма, это вам нужно сердце… Если насос не выдает свои параметры, то соответственно станция будет вырабатывать меньше электроэнергии, а теперь посчитайте, миллион киловатт в час, и насос не выдает там 1 процент, не вырабатывает своей мощности, посчитайте, сколько это в сутки теряется, при этом еще сжигается топливо."
Увидеть вживую агрегаты петербургских изобретателей журналистам удалось только сейчас. За 70 лет существования в атомном конструкторском бюро впервые день открытых дверей для СМИ. Но попасть сюда без специального пропуска невозможно никому, система безопасности непрерывно совершенствуется, - уверяет старейший работник Александр Анатольевич Баштырев. Он трудится здесь уже больше сорока лет. Начинал обычным лаборантом, сейчас заведует отделом испытаний. С этим предприятием у него связана вся жизнь, причем, не только профессиональная, но и личная.
Александр Баштырев – Сотрудник ЦКБМ:
"Я человек такой... в трудную минуту, когда были 90-е годы, не платили зарплату и прочее, и я как-то вырос в деревне фактически и привык как-то к одному месту. Направило меня государство в свое время в ЦКБМ, в Сосновый бор. Меня встретили хорошо, обеспечили жильем, даже женился я здесь на сотруднице этого предприятия".
Сегодня под началом Александра Анатольевича здесь собирают и тестируют все агрегаты для атомной промышленности. Сейчас готовятся к испытаниям последнего ноу-хау. Новый циркуляционный насос стал не только более безопасным и надежным, но и удобным в эксплуатации.
Андрей Маркевич – Начальник службы подготовки и проведения испытаний:
"Все уйдет наверх, то есть это повлияет на саму конструкцию насоса, как говорят, облегчение и самого веса, и со стороны ремонтопригодности. Радиальный подшипник будет теперь наверху, то есть выемную часть можно будет оставить в сфере, а с двигателем заниматься отдельно."
Алексей Кузьмин работает в конструкторском бюро недавно, но отвечает за один из самых ответственных участков . Именно здесь, на Кировском заводе, находится вторая площадка ЦКБМ, где проходят механическую обработку все детали агрегатов как для экспериментальных образцов, так и для серийных моделей. Вот этот механизм, например, уже в ближайшее время отправится на Нововоронежскую АЭС.
Алексей Кузьмин – Начальник механического комплекса ЦКБМ:
"В атомной промышленности, в отличие от автомобильной промышленности, нет простых деталей, у нас все детали сложные, все детали ответственные. У нас есть разделение по классам безопасности, вот эта, например, деталь первого класса безопасности, то есть самая ответственная на станции."
Агрегаты петербургских изобретателей устанавливают почти на всех новых АЭС в России, Китае и Белоруссии. Всего в производстве 44 насоса. И если до сих пор у ЦКБМ конкурентов не было на территории только бывшего Союза, теперь их нет и во всем мире.
Ирина Товкалева. Олег Подъячев. Валентина Говорушкина. Владимир Пивнев. Первый канал. СПБ