Гамлет отмечает очередной юбилей. Ровно 50 лет назад на экраны вышла легендарная картина режиссера Григория Козинцева.
Фойе "Ленфильма" стало настоящим музейным пространством. К полувековому юбилею ленты «Гамлет» здесь воссоздали покои Короля и комнату Офелии. Речь не идет о точном соответствии интерьеров, художники хотели лишь передать дух картины. Говорят, что Козинцев всю свою жизнь шел к этому фильму. Он ставил пьесы, писал статьи. На съемочной площадке ему удалось собрать уникальную команду. Перевод пьесы лауреата Нобелевской премии Бориса Пастернака. Музыка Дмитрия Шостаковича. Роль Гамлета сыграл Иннокентий Смоктуновский.
Александр Поздняков, историк кино:
"История кино знает не так много фильмов, которые вот так бы адекватно и аутентично передавали бы и дух, и букву великого произведения Шекспира. Козинцев погрузился в эту эпоху, он просыпался и засыпал с томами книг, с иконографическим материалом, перелистывал их, приглашал к сотрудничеству самых великих художников , консультантов. Консультанты были из Эрмитажа, из великих музеев. У него нет ничего приблизительного. Он перфекционист."
Ленту снимали в нескольких павильонах Ленфильма и в Эстонии, где на обрыве Тюрисалу был построен бутафорский замок. До наших дней дошла лишь вот эта часовая башня с когда-то работающими курантами. Декорации, костюмы и реквизит оказались полностью исторически достоверными. Мировые критики не нашли ни одного спорного момента в экранизации. В этом фильме, как и во многих других, использовались подлинные вещи, которых в запасниках киностудии сегодня уже скопилось довольно много.
Елизавета Пахомова, начальник цеха подготовки съемок:
"Вся коллекция "Ленфильма" практически из подлинных вещей. Все , что здесь есть, приобреталось у населения. Все это делалось очень просто: давалось объявление по радио. У киностудии была договоренность с рядом комиссионных магазинов, только через них приобреталось все у частных лиц: от мебели, пианино, буфетов, и заканчивая чудесными совершенно произведениями искусств."
Уже через год эту уникальную коллекцию можно будет увидеть в музее кино. Его планируют открыть в здании "Ленфильма" на Каменноостровском, 10. В экспозицию так же войдут личные вещи и костюмы знаменитых актеров. Например, вот эту палочку в руках держала сама Элизабет Тейлор.
Елизавета Пахомова, начальник цеха подготовки съемок:
"Вот это красное платье было сшито на Марину Влади на картину «Пьющие кровь». Эту картину снимал Евгений Татарский. А вот это замечательное платье было сшито на Рину Зеленую. В этом платье Рина Зеленая снималась во всех сериях «Шерлок Хомс и Доктор Ватсон»."
Создание экранного образа – процесс многогранный. Здесь важна каждая деталь, вплоть до шороха платья и звука шагов. Как известно, в кино дублируются не только голоса, но и шумы, которые должны полностью вписываться в происходящее на экране. Иногда добиться чистого звука удается только самыми неожиданными методами, - признается потомственный звуковой оформитель Сергей Фигнер. Его отец Эдгар Фигнер 50 лет назад работал над озвучанием «Гамлета».
Сергей Фигнер, звуковой оформитель:
"Специфика работы нашей, что не должно быть посторонних звуков. Когда человек ходит, то нужно, чтобы была подобрана мягкая одежда, чтобы ничего лишнего. И папа рассказывал такую историю, что ему доверили какого-то персонажа, Гамлет или Лаэрт, и шуршит одежда, шуршат брюки, никак не избавиться. Ну, пришлось снять, и так в трусах и озвучивал."
Кстати, смешные моменты случались на протяжении всей работы над фильмом, как будто в противовес его серьезности и трагичности. Одновременно с «Гамлетом» на "Ленфильме" снималась еще одна картина, Виталия Мельникова, «Барбос в гостях у Бобика». Павильоны съемок находились рядом. В одном – замок Эльсинор и страдающий Гамлет, в другом – собачья конура и лающий пес. И это очень веселило весь персонал студии.
Виталий Мельников, режиссер, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР:
"Каждый раз, когда я начинал работать со свои Бобиком, там нужно было дрессировать этого Бобика, который делал то, что нужно. Рядом была комната, в которой Иннокентий Михайлович Смоктуновский тренировался со шпагой, и постоянно ругался, потому что выла и лаяла моя собака. Замечательный такой пес был, который, потом выяснилось, тоже очень талантливый был - не только Смоктуновский. Пес оказался вот таким. Но это соревнование было дикое, смешное."
Выставка, посвященная полувековому юбилею «Гамлета» Григория Козинцева, открывается 1 декабря. Здесь можно будет увидеть плакаты, эскизы, фотографии, варианты сценариев, а также старинные кинокамеры, "хлопушки" и осветительные приборы, которые использовались при съемках фильма.
Ирина Товкалева, Александр Дружинин, Валентина Говорушкина, Владимир Пивнев. Первый канал - Санкт-Петерубрг