Крылатые машины в полной боевой готовности. Аэродром Гостилицы стал местом проведения открытого чемпионата Санкт-Петербурга по самолётному спорту. Соревнования ежегодные, направлены на выявление лучших спортсменов-лётчиков. Для начинающих участников турнир – это хороший старт, а для асов высшего пилотажа – очередная возможность подтвердить свой титул.
Проверка работы двигателя на оборотах, контроль показаний приборов. Разминаются пилоты вместе со своими машинами, от исправности которых зависит не только результат, но и жизнь самих спортсменов. Приступить к полётам удалось лишь во второй половине дня, из-за погодных условий.
Отрывок обсуждения полета
"Что там, облака мелкие, да, летают? Нижний край, но вот они ходят так по квадрату – краями задевают квадрат. А там высоко – там 1,5 километра".
Вот такой "разбор полёта", а точнее, анализ воздушной обстановки. Первый участник Константин Боровик делится своими впечатлениями о выполнении программы.
Константин Боровик, лётчик (г. Москва): "Мне сейчас на самом деле помешало как раз облако, то есть все фигуры в принципе были сделаны – как судьи оценят – посмотрю. Я бы конечно это облако облетел стороной и фигуры бы для судей красиво сделал ещё раз".
Управляемая бочка на петле, поворот на вертикали, штопорный виток с четвертью, все упражнения лётчик выполняет в границах мнимого квадрата, одна сторона которого равна 1 километру.
Отрывок беседы судей
Эти цифры – оценки каждой выполненной спортсменом фигуры. Идеальный результат – 10 баллов, ухудшается он в зависимости от величины отклонений.
Владимир Котельников, судья соревнований, лётчик, двухкратный чемпион мира (г. Пермь): "Всё должно быть в классическом пилотаже вертикально, горизонтально, под углом 45 градусов и идеально круглое. То есть, если петля Нестерова не идеально круглая – значит, мы снижаем балл за каждое изменение радиуса. Если вращение на вертикали или на линии вверх или вниз, значит, если разница линий не значительная мы снимаем 1 балл. Если разница линий до вращения и после вращения превышает 2 раза – снимаем 2 балла".
Обязательная и произвольная программы позади. Спортсмены лиги ЯК-52 соревнуются в самом сложном этапе. Неизвестная программа выдаётся лётчикам за 12 часов. Комплекс из 10 фигур участникам соревнований нужно успеть выучить. Со стороны эта тренировка выглядит весьма забавно, и больше напоминает танец робота.
Алексей Кузенков, лётчик:" Это наземная подготовка – экономит очень деньги, чем больше полетал на земле – тем меньше потратил в воздухе. (…) Есть система Aresti так называемая в которой прописаны все фигуры, и лётчики пользуются этой системой, очень удобно. Как язык иностранный для непонимающих – кто знает, тот понимает".
Алексей Морозов о небе грезил с детства. В лётное училище его не взяли, пошёл в воздушно-десантное, но оказалось совсем не то. Осуществить мечту удалось уже в зрелом возрасте. Теперь он сам обучает мастерству пилотажа новичков.
Алексей Морозов, лётчик:
"Сначала прошёл обучение тоже с инструктором – теоретическая подготовка, получил сертификат пилота, ну и дальше уже развивался сам в этом направлении, в общем-то уже 10 лет. Если человек занимается каким-либо спортом, то есть теоретически и практически лучше участвовать в любых соревнованиях, так или иначе. Вот, ну а мне собственно это ещё и необходимо для того, чтобы ну как инструктору, потому что какие-то тенденции всё время меняются, как и в любом виде спорта".
Соревнования по самолётному спорту в России проводятся не так часто, поэтому собирают участников из разных городов. Вот и на этот раз приехали лётчики из Москвы и Смоленска. Правда, возраст пилотов в основном 40+. За последние несколько десятилетий стали «старше» не только самолёты, но и спортсмены. Из вновь пришедших – люди тоже взрослые и состоятельные, потому как ремонт и авиазаправку сегодня могут позволить себе далеко не все.
Михаил Мамистов, лётчик сборной России по высшему пилотажу, двухкратный абсолютный чемпион мира, 4-кратный абсолютный чемпион Европы: "Мы только что приехали с чемпионата мира по высшему пилотажу самой высшей категории Unlimited, и именно там мы в очередной раз убедились, насколько вот то государство, которое вкладывает именно и поддерживает молодых спортсменов и оказывает поддержку самолётному спорту – у них результаты намного лучше, чем у остальных. Это Франция на сегодняшний день. (…) А мы к сожалению теряем свои позиции. Государство конечно небольшую поддержку оказывает, но этого очень недостаточно для того, чтобы – не только чтобы новые силы поступали в наш спорт, но и хотя бы удерживать старые позиции".
Пока Россия на втором месте в мировых первенствах. Но с уходом из сборной воздушных асов, некому будет показывать высший пилотаж. Поэтому сегодня у малой авиации большие надежды на то, что самолётный спорт всё же получит развитие в нашей стране.
Юлия Миханова, Олег Подъячев, Екатерина Горбачёва, Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал. Санкт-Петербург.