«Великое искусство – это передатчик, а человек, не настроенный на его волну – испорченный приемник, и я его ремонтирую», - так сформулировал свою миссию легендарный искусствовед, музыкант, поэт и философ, Михаил Казиник. Своими концертами-уроками он воспитал уже не одно поколение русских, европейских и американских музыкантов и меломанов, а также совсем маленьких слушателей. Как научиться любить и понимать классическую музыку?
"Моя скрипка – это маленькая девочка, посмотрите на скрипку, и вы поймете, что это девчонка. Скажи, привет. Играет. Вот такое у нее настроение сегодня".
Оказывается, инструмент говорит с человеком на понятном языке – надо только научиться слушать. Но, в отличие от строгих школьных учителей, с Михаилом Казиником обучение превращается в сплошную радость. И игру, в которую вступает весь зал, переводя на человечий язык голос скрипичной рыбки, которая приглашает девочку в гости, в свою речку.
Отрывки музыкальной беседы:
"Рыбка говорит девочке – иди сюда: у нас в воде…
Лазать по водорослям как по канату. Отлично. Уже мысль пошла, что еще?
Заниматься синхронным плаваньем без абонемента.
А вот вопрос для нобелевское мышление. Чего не надо покупать, если ты живешь в воде? Воду!".
Школа нобелевских лауреатов – так назвал свой международный проект Михаил. Парадоксальные игры, включающие логику, музыку, историю и географию, по его мнению, помогают создать панорамную картину мира, формируя разностороннюю мыслящую личность. Все нобелевские лауреаты, уверяет Михаил, имели музыкальное прошлое или настоящее. Сам Казиник в 8 лет осознал свое призвание, играя для гостей «весеннюю песню» Моцарта.
Михаил Казиник, искусствовед, музыкант, писатель, поэт, философ, режиссер: "Что гостям нравится только потому, что это играю, а они пришли к папе в гости. И я рассказал им тайну, что Моцарт написал эту музыку в ожидании весны во время, за 13 дней до смерти(..)И когда я рассказал это гостям, была такая гостья Ася Семеновна, она расплакалась. И я понял, что если не только сыграть, но и рассказать, то можно довести людей до слез, до катарсиса. И я с тех пор начал этим заниматься".
В 15 лет скрипач-просветитель играл в тюрьмах Моцарта и Вивальди и, как сейчас, через беседы о жизни композиторов, подводил к пониманию их музыки. Казиник родился в Ленинграде, переехал с родителями в Витебск. Но уже подростком брал уроки в петербургской консерватории, общался с кругом Бродского, писал стихи, которые в 14 лет читал в Комарово самой Анне Ахматовой.
Михаил Казиник: "У меня это был эпизод, очень важный, потому что когда я говорил, Ахматова, собственно мне и сказала, что вы должны идти к людям и говорить, потому что вы можете говорить сложные вещи удивительно простым языком – это качество пророков – она сказала".
Завет Ахматовой Казиник помнил. От ведущего абонементов в минской филармонии, на которых воспитывался его сын Борис, ныне скрипач - до радиопрограмм на американском и русском радио. От Нобелевских школ во всех странах мира до моноспектаклей. «Моцарт версус Сальери» недавно с триумфом прошел в Стокгольме, где живут Михаил и его сын Борис. Он участвующий в образовательных проектах отца не только для детей, но и для взрослых.
Борис Казиник, музыкант, продюсер: "Я работаю с его творческими школами, которые проходят в различных частях Европы, куда приезжают взрослые. В Париж, Вену, Стокгольм, Подмосковье, в Израиле недавно прошел проект и они погружаются в культуру, искусство этой страны".
Моцарта Казиник рекомендует начинать знакомство с музыкой детей любой страны. Причем, поход на взрослый концерт может только отвратить от классики неподготовленного малыша.
Михаил Казиник: " Обнимите ребенка, с двух сторон, сядьте на диван, поставьте Моцарта. Скажите ему, у нас теперь каждый вечер будет сказочные, волшебные 10 минут Моцарта; зажгите свечи или торшер. И ребенок будет каждый день чувствовать, что папа и мама не заняты своими делами, компьютером, газетами, вышиванием, а что они все посвящают себя Моцарту. Чудо, котороые произошло после трех вечеров, родители замотались и говорят, ну все, иди спать, Машенька. А Машенька говорит, а где наши 10 минут Моцарта?".
Этими рекомендациями пользуются родители всего мира, а сам Михаил совершает чудеса на своих концертах-уроках. Дети, впервые подошедшие к музыкальному инструменту, начинают легко импровизировать перед зрительным залом, делая первый шаг к исполнительству.
Игра с детьми
"Мне просто сказали, я начала нажимать мне очень понравилось и я почувствовала ритм – мне очень понравилось и я если честно немного не понимала. Что я играю. Я хотела бы играть. потому что я поверила в себя, поняла, что у меня получится и начала играть"
Анастасия Тамило, Максим Беляев, Екатерина Горбачева, Валентина Говорушкина, Владимир Пивнев, Первый канал. Петербург.