Что общего между роялем, мозаикой и индийским ситаром. Все очень просто: если на струны рояля положить мозаичные тессеры, то на нем можно будет играть вечерние раги не хуже, чем на индийском ситаре.
Композитор Маттео Рамон Аревалос по отцу мексиканский индеец-навахо, по матери итальянец, так что классический европейский инструмент, которым он овладевал в консерватории под руководством русского педагога, звучит у него на древний манер. Специально подготовленное фортепиано использовал еще знаменитый Джон Кейдж, но идея изменить звук при помощи кусочков стекла с примесью минералов могла родиться только в Ровенне, колыбели искусства мозаики, откуда прибыл композитор Маттео Рамон Аревалос и три его друга художника-мозаичиста.
Маттео Рамон Аревалос, Художник:
"Мозаичные тессеры меняют звук фортепиано, так что он очень напоминает звук ситара - самого важного инструмента в индийской классической музыке."
На видеопроекции можно наблюдать за тем, как звук сам составляет композицию из цветных мозаик. Кусочки голубых камней связаны с художником Марко Белуккой, золотое стекло с Марко Бравура, а красные мозаичные тессеры с Вердиано Марци. Выставка в Академии художеств «Ретроспектива 1965-2014» показывает все этапы творческого пути трех мировых знаменитостей, закадычных друзей и выпускников знаменитого ровеннского государственного института мозаичного искусства Джино Северини.
Анна Маполис, Куратор выставки «Ретроспектива 1965-2014 год»:
"Считается, что Ровенна – колыбель мозаичного искусства. Потому что именно в ней находится максимальная концентрация византийских памятников периода расцвета Византийской империи, поэтому Ровенна дышит памятниками, она ими живет, в ней создаются наиболее интересные мозаичные произведения."
Кащей Бессмертный – вдохновитель одноименного произведения Вердиано Марци. Вердиано признался: чтение сказок народов мира – одно из его серьезных увлечений.
Вердиано Марци, Художник:
"В сказках мы не только видим характер народа, но и его мир. Через сказку можно изучать душу человека, целого народа. Изучая русские сказки, я не мог не восхищаться духовностью, душевностью русского народа."
Последние 20 лет Вердиано живет в Париже и руководит мозаичной мастерской в Лувре. Но, по сути, так и не стал человеком мегаполиса. Его работы посвящены природе: затмение, времена года. Используя в мозаиках цельные куски мрамора, он всегда точно знает, из каких мест он привезен, и часто в своих композициях следует формам прожилок и цвету материала.
Вердиано Марци, Художник:
"Я вырос не в творческой семье – мои родители были простые люди, которые жили природой, землей. Но в Италии вся жизнь пронизана искусством, и даже самые простые люди знают, кто такой Микеланджело и кто такой Верди. Я благодарен одной из первых учительниц, которая предложила родителям меня, десятилетнего, отдать в художественную школу. Там я начал заниматься мозаикой – мне не было еще 11-ти. И с тех пор путь, выложенный мозаикой, продолжает вести меня вперед".
Черный бельгийский мрамор и ардезия – материалы, идеальные для создания рыбы, уверяет Марко Де Лука. Для него важна форма, и он никогда не соглашается оформлять архитектуру. Для него мозаика - самоценный вид искусства, совмещающий возможности живописи и скульптуры.
Марко Де Лука, Художник:
"Вы заметили сходство этого произведения с архитектурной формой – это произведение так и называется ниша. Для меня очень важна эта выгнутая форма. Так сделаны апсиды храма, и под ними мы всегда ощущаем себя как дома – чувствуем некую защищенность."
Марко Бравура, который ныне живет между Москвой и Ровенной, преумножил славу родной Ровенны созданием фонтана Рыжая цапля, который уже включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. А вот на выставке в Академии художеств экспозицию Марко Бравуры легко не заметить: не каждый решится войти в золотую композицию, таящуюся в черной комнате. А это необходимо сделать, чтобы попасть в зал с работами Марко, любящего игру и мистификации.
Марко Бравура, Художник:
"Настоящий секрет в том, что нет никакого секрета. Это просто игрушка, мне нравится играть. Игра «найди иное». В предыдущем зале прекрасная и богатая экспозиция, и можно подумать, что это конец выставки, и черная комната - это как конец, который может быть началом чего-то другого. Это просто игра. Ты открываешь комнату с чем-то совсем другим."
Художники признаются: мы друг для друга остались 15-ти летними подростками, сыновьями Ровенны, однокашниками, которые начали путь из одной точки. На этой выставке-ретроспективе можно увидеть, насколько различны эти пути, эти жизни: так же, как и наши мозаики.
Анастасия Тамило. Антон Голубев. Андрей Клемешов. Александр Высоких. Первый канал. Петербург.