Марк Атласов, психолог, мультиинструменталист: "Есть инструменты, которые совершали переворот в моем восприятии, например, эти тибетские литавры: я зашел в магазин в Тибете ходил по нему, вдруг увидел где-то на подоконнике в пыли лежали литавры. И, конечно, когда я их послушал, я все прочувствовал, эти инструменты используются в тибетских практиках".
Я помню первую встречу с каждым инструментом, рассказывает Марк Атласов. Но остается в коллекции только тот, который сразу звучит в моих руках, это как любовь с первого взгляда.
"Была потрясающая встреча с глюкофоном – мастер, который делает эти инструменты дает им имена апостолов-евангелистов это Иоанн. И это был первый мой глюкофон". (играет)
Глюкофоны, сделанные из газовых баллонов, потомки африканских лепестковых барабанов. Хэнг драм – детище 21 века с космическим тембром. Диджериду - древнейший в мире инструмент, который австралийцы использовали для вхождения в транс и общения с богами, а умиротворяющее пение тибетской чаши звучало в ритуалах религии бон. Сам Марк, в возрасте 20 лет получил в подарок блок-флейту и, уйдя с ней в горы, открыл для себя способность слушать не ушами, а телом. Теперь профессиональный психолог рекомендует музыкотерапию как одно из эффективных средств работы со своим сознанием.
"Я убежден в том, что каждому человеку в какой-то момент жизни просто необходимо открыть для себя какой-то этнический инструмент и тогда эти инструменты становятся для него какой-то медитацией или целительной вибрацией или тем другом, с помощью которого он может выразить себя, состояние и поменять состояние с помощью этих инструментов".
Взрослые уподобляются любознательным детям, когда появляется возможность поиграть на загадочных инструментах из коллекции Марка. Зрителей нет – все участники, такова суть этноджемов. Они проводится в этнографическом музее в рамках музыкальных вторников, когда в залах до 9-ти часов вечера традиционно звучит этно-музыка.
Анна Климовицкая, организатор проекта «Этническая музыка в РЭМ": " В течение года в концертах мы столкнулись с тем, что люди проявляют очень большой интерес к музыкальным инструментам этническим: музыканты играют и поют, к ним подходят, просят рассказать об инструментах, поиграть, подудеть, постучать. И возникла потребность ввести интерактив".
Отрывок музыки
Вот такое пространство создается коллективной импровизацией на чукотских бубнах, японских флейтах – одним словом, звуковая суть экспозиции музея этнографии, где собраны все культуры. Ксения Варзина, танцовщица, любительница африканских танцев, выбрала свою вибрацию.
Ксения Варзина, участница «Этноджема»: "Мне ближе всего барабаны, они ближе к земле. Ощущению земли. Очень странное ощущение, не могу пока передать. Разные эмоции возникают, понимаешь, что, вроде, хаос и когда настраиваешься на определенную музыку – вроде уже и не хаос. А когда погружаешься уже сам в игру – уже вроде и вливаешься в этот хаос…"
Марк Атласов: "Я недавно читал в одном психологическом журнале: когда людей принимает на работу компании такие, как Майкрософт или Гугл, то при прочих равных условиях задается такой вопрос: скажите, у вас был опыт игры в каком-то коллективе, команде или группе на музыкальных инструментах. Или танца? И, если у человека был такой опыт, ему отдается предпочтение- это способность договариваться без слов".
Флейты и бубны создает человек, а самый совершенный инструмент нерукотворен. Человеческий голос. Это инструмент влияния на мир, уверяет Марк. Раскрывая природный голос с участниками джема, мастера обертонного пения помогали раскрывать новые возможности. Вокалистке группы «Оле Лукое» голосовые импровизации уже много лет дарят уникальный опыт: от самоисцеления до катарсиса.
Несс Янушковская, вокалистка группы «Оле Лукойе»: "Это мистический опыт, раз его испытав, мистическое, религиозное ощущение, к которому стремишься - ощущение полного единения, картины возникают и полет, в полном смысле, выходишь за рамки своей обычной жизни, личности – это не передать словами ".