Как удержаться от возможности прикоснуться к настоящему церковному органу, а для Петербурга это настоящая редкость – концертных органов в городе около 10-ти . Не меньшая редкость – профессия органный мастер. Кто хранит голоса петербургских органов? Прямо сейчас на Первом канале.
Клавиши под ногами и еще две клавиатуры под руками. Органисту нужно быть немного сверхчеловеком. Органу Кафедрального собора святой Марии 10 лет, но он прототип инструмента 1741-го года мастера Готфрида Зильбермана, приятеля Иоганна Себастьяна Баха. Певучий голос просто создан для баховских полифоний, а педантичный характер диктует органисту манеру игры.
Марина Вяйзя, главный органист Кафедрального собора святой Марии, доцент СПб Консерватории: "Сила воздействия на клавиатуру важна инструмент очень нежный, капризный, не любит тех, кто очень сильно нажимает: зависает, диктует темпы: нельзя звучать быстрее чем то, как сам орган звучит".
Органный мастер сродни хирургу, ведь оргАн – самый человекоподобный инструмент! Тело – домик, где живут язычки и ротики - звучащие части труб. Воздух в них подается из "легких"-мехов. Анатолий Погодин регулярно настраивает и подлечивает больше десятка органов. Тревожится как о детях – даже во сне.
Анатолий Погодин, мастер, хранитель органа Таврического дворца:"Тревожные сны бывают, приходишь на работу и вдруг видишь. Что зал в штукатурке, идет ремонт, а орган не укрыли"…
Основания для тревог есть: до революции в Петербурге было более сотни органов. После их массового истребления в 30-е годы, исторических звучащих осталось пять, от двух уцелели лишь корпуса. Без реставрации можно утратить и эти. А радует мастера "подрастающее поколение".
Анатолий Погодин, мастер, хранитель органа Таврического дворца: "Орган молодой как правило не имеет столько хронических болезней, сколько старый. Мы в городе получили несколько новых органов сразу – 2, причем, больших. Из концертных - это удачный орган Глазуновского зала консерватории, и два поменьше – орган Финской церкви на Конюшенной или Марии, и орган Таврического дворца".
Инициатором возрождения органа в Таврическом дворце стала Межпарламентская ассамблея стран Содружества. Спроектировал инструмент в исторических интерьерах Анатолий Погодин, а изготовила испанская компания. Акустика купольного зала идеальна для органной музыки, а новый орган превзошел исторический английский, подаренный Потемкину Екатериной второй.
Ирина Розанова, органистка Таврического дворца: "Он был создан специально для этого зала, плюс, у него интересная специфика (ведь нет ни одного повторяющегося органа в мире). В этом органе есть регистры, которые позволяют играть специальную французскую барочную музыку, что уникально для Петербурга – больше нет таких".
Михаил Голиков, художественный руководитель международного симфонического оркестра Таврический: "Все 10 лет жизни органа помню: когда было открытие органа, приезжал органист Хуан де ля Рубиа из Испании. Как компания, которая производила, пробовала звук: сразу решили, что такое местоположение органа очень перспективно для соединения его с оркестром".
Симфонический оркестр Таврический готовится продолжить прерванные пандемией концерты. В этом году во дворце – двойной юбилей: 10 лет органу и 230 лет самому Таврическому дворцу, так что юный инструмент готовится принять в торжествах самое живое участие.
Елена Кузина, зам. руководителя Секретариата Совета МПА СНГ: "Мы будем и экскурсии сейчас возобновлять – может, будут комплексные мероприятия – и экскурсии и концерт. Чтобы люди уходили полностью удовлетворенные этой красотой".