Города Котка и Хамина расположены на юго-востоке Финляндии. История этих мест насчитывает больше 7 веков. Когда-то земли принадлежали шведскому княжеству, входили в состав Российской империи. Сотрудничество с Петербургом велось на протяжении многих лет и продолжается до сих пор. Очередное соглашение было подписано на днях, и касается оно развития водного сообщения.
Близость к воде городов Котка и Хамина определила их главное предназначение. Здесь базировался галерный флот, были возведены оборонительные крепостные сооружения, и на протяжении многих лет велись торговые отношения.
Галина Вангонен, Экскурсовод:
"После утраты Выборгского замка, Выборгского порта шведы дали стапельные права городу Фридрихсгаму или Хамине. Фридрихсгам – шведское название, Хамина – финское, более приемлемое название. И это был город-порт. Вывозилось отсюда огромное количество лесо-пиломатериалов, смола вывозилась, разные грузы и сюда, конечно, прибывали грузы."
Традиции эти сохранились. Сегодня порт Хамина–Котка – самый крупный в Финляндии. Площадь терминала почти 500 гектаров. Здесь сосредоточена работа логистических фирм. Порт предназначен для транзитных грузов и контейнерных перевозок. Организация пассажирских линий – вот что стоит в планах южного побережья Финляндии.
Хенри Линделеф, Мэр города Котка:
"Мы надеемся в будущем совместно разработать уже конкретные планы, каким образом мы будем развивать данное пассажирское сообщение. То есть пока ещё мы находимся на начальной стадии и надеемся получить финансирование из международного источника, и как можно быстрее – по крайней мере в следующем году, до наступления летних отпусков. И затем уже конкретно в рамках проекта мы спланируем те мероприятия, которые необходимо осуществить для организации сообщения.
Программа приграничного сотрудничества Юго-Восточной Финляндии и России рассчитана до 2020 года и предусматривает реализацию крупных инфраструктурных проектов. Новое соглашение между портом Санкт-Петербурга и портом Хамина-Котка будет направлено в Еврокомиссию для выделения гранта на необходимые работы в рамках этого сотрудничества.
Маркку Коскинен, Директор по транспорту порта Хамина-Котка:
"Мы планируем благоустройство нашей центральной части порта под названием Канта-Сантама – эта часть будет предназначена для пассажирских сообщений. И кроме того, здесь будет реализовываться проект огромного торгово-развлекательного комплекса, который будет включать различные сооружения, это будут гостиницы, магазины."
Перемены ожидаются и в пассажирском порту Петербурга. Ему предстоит работать в статусе грузопассажирского. Соответствующее решение было принято Правительством страны ещё в марте этого года.
Алексей Львов, Заместитель председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга:
"В настоящее время у нас пассажирский порт при статусе пассажирского пункта пропуска имеет возможность приёма исключительно круизных судов. Для того, чтобы функционировала паромная линия, необходим ещё и грузопассажирский статус.
Речь не идёт о том, что у нас на Васильевском острове появится новый грузовой терминал, это исключительно требования паромных линий для их возможности отправки судов именно из современного нашего пассажирского терминала."
«Морской фасад» – первый и пока единственный в России пассажирский порт, отвечающий европейским стандартам. За сезон Северную столицу посещают тысячи туристов, прибывающих на крупных круизных лайнерах. Паромное же сообщение позволит этому потоку не прекращаться круглый год.
Серик Жусупов, Руководитель пассажирского порта Санкт-Петербурга «Морской фасад»:
"Зимой паромы имеют более мощные характеристики, чем многие другие грузовые суда. Поэтому ограничений нет. То есть мы надеемся, что после реконструкции пункта пропуска, после появления возможности принимать грузы, мы сможем привлечь и дополнительные линии – это Котка-Санкт-Петербург, а может быть, какой-то ближайший порт Эстонии."
К прибытию паромов с туристами на автомобилях должна быть готова и улично-дорожная сеть города. Поэтому завершение реконструкции пункта пропуска планируют совместить с открытием основного хода западного скоростного диаметра. Все работы должны закончиться к 2017 году.
Алексей Львов, Заместитель председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга:
"Необходимо получить технические условия всех контролирующих органов, это пограничники, таможня и другие органы, которые выставляют свои условия и требования для функционирования этого пункта пропуска. После этого эти условия выполняются. И после этого проходит межведомственная комиссия – росграница её проводит, и пункт пропуска начинает свою деятельность."
Паромное сообщение между Петербургом и Финляндией – это обоюдный туристический обмен, в котором заинтересованы обе стороны.
Юлия Миханова, Олег Подъячев, Антон Голубев, Татьяна Осипова, Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал - Петербург.