Пока на уровне Министерств и правительственных комитетов спорят, нужно ли в российских школах вводить патриотическое воспитание, в некоторых учебных заведениях уже давно организована внеклассная и досуговая деятельность, успешно заменяющая подобную программу.
Школа №323 Невского района Петербурга. Казалось бы, типичная школа, находящаяся в спальном районе города. Если бы, не одно "но". Вот уже 11 лет в этом учебном заведении работает клуб «Патриот». Созданный, как один из нескольких клубов внеклассного досуга, сегодня «Патриот» во многом определяет жизнь всей школы.
Людмила Флоренкова, директор школы №323 Невского района Санкт-Петербурга, заслуженный учитель РФ: "Как же без патриотизма, как же без любви. На самом деле, это, наверное, главное чувство, главное качество. Надо сказать, что у нас в школе кроме всего прочего 25 национальностей, и все мы живем дружно. В этом тоже заслуга "Патриота".
Патриотизм - это внутреннее ощущение, а значит, научить или обучить патриотизму невозможно. Зато можно привить это чувство через, на первый взгляд, обычные вещи: узнать, ученики каких национальностей учатся с тобой в одном классе, в каком году была построена сама школа и сколько памятников расположено в районе, в котором ты живешь.
Татьяна Кочеткова, педагог-организатор, руководитель клуба «Патриот»: "Не надо им читать нотации, не надо им давать рецепты. Надо просто сначала их любить. И научить их любить, сначала родной дом, в котором они родились, потом родную школу, в которой они проводят столько времени. Затем полюбить родной город".
Не забывают здесь и о проверенных способах работы. Встречи с ветеранами, но не только Великой Отечественной войны, но и с ветеранами-афганцами и героями Чечни проводятся регулярно. Ну, а если у кого из школьников в семье есть родственники, защищавшие рубежи нашей Родины, – быть им героями школьных докладов и общешкольных праздников. Денис Козырев – ученик 6-го класса подготовил доклад о жизни своей прабабушки – участнице Великой Отечественной войны Анне Ивановне Кулик. Благодаря активному содействию в подготовке доклада самой героини Денис занял одно из призовых мест на школьном фестивале.
Денис Козырев, ученик 6-го класса школы №323 Невского района Санкт-Петербурга: "Моя работа называлась "Бриллиантовая радистка". Почему так? Потому что бриллиант - это самый твердый драгоценный камень в мире. Это значит, что моя бабушка, она как этот самый твердый камень в мире, прошла и огонь, и воду, и медные трубы, и ей все нипочем".
Анна Кулик, ветеран Великой Отечественной Войны: "Он советовался со мной, так ли он запомнил, так ли он понял, как бабушка прошла этот путь. В некоторых вещах я ему подсказывала, что это не так, Динечка, а вот так было. Конечно, ребенку трудно представить, что такое радиостанция, как она работает".
Кто из современных школьников хочет в будущем стать космонавтом? Вопрос риторический. Однако в 323-й школе вспомнили, что космос для нашей страны всегда был предметом особой гордости и начали свою космическую работу. За несколько лет ученики смогли не только лично познакомиться с настоящими космонавтами, но также участвовали в прямой связи с Международной космической станцией, ездили на экскурсию в Центр Управления полетами.
Олег Мухин, вице-президент Федерации космонавтики России: "Не забывайте, что космонавты – это герои: герои Советского союза, герои России. Для школьников это всегда интересно встретиться с человеком, который побывал в космосе и узнать об этом все".
В декабре клуб «Патриот» отмечает свой день рождения. Каждый год это становится событием для всей школы. Во-первых, приезжают почетные гости, от сотрудников МЧС и курсантов военных училищ, с которыми у школы налажены дружеские связи, до ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов-участников военных конфликтов. А во вторых, это подведение итогов общешкольного фестиваля, в котором участвуют все, от начальных до выпускных классов.
Борис Ларионов, дедушка ученицы 5-го класса: "То, что делается в школе, это довольно неординарная вещь. Сейчас вообще о патриотизме говорить сложно, потому что тон патриотизму должно задавать государство".
Пока в школах нет выстроенной модели патриотического воспитания молодежи, пример клуба «Патриот» останется хорошим, но единичным примером. Впрочем, руководство школы, да и всего Невского района прилагает все усилия, чтобы передать собственный накопленный опыт не только соседним районам Петербурга, но и в другие регионы страны.
Людмила Флоренкова, директор школы №323 Невского района Санкт-Петербурга, заслуженный учитель РФ: "Я в этом году читала лекции и была в Крыму, и рассказывала о нашем опыте. К нам приезжает очень много людей со всей России, и мы рассказываем о нашем опыте. У нас 9-го числа будет семинар на федеральной стажировочной площадке, и именно там я буду рассказывать о кластерной системе клубной работы школы".
Тимур Мамонов, Максим Беляев, Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал - Санкт-Петербург.