Петербург отметил День театра. В этом году он прошел в Cеверной столице под знаком театральных экспериментов – режиссеры ищут вдохновение, как в текстах великих русских писателей, так и в новых произведениях. Первый канал решил побывать в Большом драматическом театре им. Товстоногова, который в этом сезоне отличился своими современными постановками.
За три года, прошедших с момента официальной встречи с труппой БДТ, Андрей Могучий не изменил ни своей любви к бейсболкам, ни своему умению говорить взвешенно и по существу. Все привыкли здесь и к его режиссерскому темпу. За два с половиной сезона в театре выпущено 17 спектаклей, организованы десятки творческих лабораторий и создана стажерская группа. Сейчас готовится к премьере «Гроза» Островского. И в ближайших планах еще несколько постановок классических произведений. Обращение к ним, худрук считает вполне своевременным и обоснованным.
Андрей Могучий, художественный руководитель БДТ им. Товстоногова: Дисбаланс в строну современного текста, он, конечно, существует. Ии поэтому сейчас у нас Шекспир готовится, поэтому сейчас идет Островский. Потом, наверное, будет Гоголь. Планы в этом смысле, с точки зрения классических текстов, они существуют , чтобы этот баланс был восстановлен. При этом мы совершенно не собираемся бросать и взаимодействие с современной драматургией, и сейчас мы продолжаем говорить и с Ваней Вырыпаевым, и с Женей Гришковцом, и мы не будем бросать эту тему.
Современные постановки в БДТ сегодня действительно никого не оставляют равнодушными. Зал буквально делится пополам: от полного неприятия до абсолютной эйфории и восторга. Но главное, что после спектакля есть о чем поговорить. Именно поэтому Санкт-Петербургское общество зрителей «Театрал» в этом году отметило специальным призом сразу две постановки Большого драматического - «Пьяные» и «Крещенные крестами».
Татьяна Платонова, председатель Санкт-Петербургского общества зрителей «Театрал»: Если герой «Крещеных крестов» шестилетний мальчик, который в шесть лет уже личность, уже творческая личность, у него есть цель , и он к этой цели идет , и добивается ее, то герои "Пьяных", они уже и в 20, и в даже в 50 у них еще нет сформировавшейся цели, они еще только пытаются как-то разговаривать о духовном, о Боге, они еще этого не умеют, как многие в нашем обществе.
Актеры БДТ отмечают, при Могучем театр стал более публицистичным и прямым. Артист теперь не просто играет свою роль на сцене, он говорит со зрителем. И публика сегодня стремится к такому диалогу.
Елена Попова, народная артистка РФ, актриса БДТ им. Товстоногова: Публика, конечно, стала совсем другая. И что удалось сегодня Могучему сделать – это то, что ему удалось эту публику расшевелить, услышать ее желания, ее потребности, не идти за этими потребностями, а вовлекать их в диалог. И вот я играю в спектакле «Пьяные» по пьесе Вырыпаева, и каждый спектакль мощное дыхание зала, ты его чувствуешь кожей, и я чувствую диалог с залом.
По мнению Андрея Могучего театр должен быть созвучен времени. Именно поэтому главной традицией БДТ, которую стоит сохранять и поддерживать, он считает умение оставаться живым. Быть не театром прошлого или будущего, а театром сегодняшнего дня. Добиться этого поможет постоянное движение.
Марина Игнатова, народная артистка РФ, актриса БДТ им. Товстоногова: Мы сейчас поживее живем, у нас ритм другой , такой рабочий. Он более насыщенный, то есть мы репетируем все время. От спектакля к спектаклю .
Такого творческого всплеска в БДТ не было со времен Товстоногова. Возможно, именно поэтому нового худрука сегодня часто сравнивают с великим режиссером. Например, Андрей Анатольевич, как и Георгий Александрович, ищет во всем новаторские подходы, и постоянно пополняет актерскую труппу «свежей кровью». За продвижение молодых талантов в этом году Могучему присудили даже специальный приз театральной премии «Прорыв».
Алена Кучкова, актриса БДТ им. Товстоногова: Мне кажется, это большая удача, что Андрей Анатольевич решил вдруг набрать стажёрскую группу, «новую кровь». Такое большое количество молодых людей взяли в труппу и давали им возможность работать, то есть когда приходит молодой артист, ему же, как правило, не дают больших ролей, они в массовке бегают. А тут очень много ребят задействовано в новых постановках, и у них огромные роли, и есть возможность себя проявить, показать. Не просто побегать на заднем плане и поизображать куст, а поиграть.
Современный творческий язык Большого драматического театра им. Товстоногова сегодня отмечает и высокое жюри. Три спектакля этого сезона номинированы на национальную премию «Золотая маска». Лауреатов назовут уже в апреле.
Ируте Венгалите, народная артистка РФ, актриса БДТ им. Товстоногова: БДТ сегодня, мне кажется, полон надежд, мечтаний, полон молодой хорошей задорной энергией, потому что такого раньше не было: придешь в 10 утра, уходишь в 11 ночи. А они тут все время, молодые, они что-то делают , делают. В общем, какая-то очень оптимистичная влилась энергия в театр . Мне кажется, есть у нас будущее очень хорошее.
Ирина Товкалева. Олег Подъячев. Екатерина Горбачева. Валентина Говорушкина. Александр Вывсоких. Первый канал. СПБ