В рамках своего гастрольного тура в Северную столицу России приехал Дэниел Смит, единственный австралийский дирижёр, которого пригласил маэстро Гергиев для выступления с оркестром Мариинского театра. Смита называют «одной из главных молодых надежд современного дирижёрского искусства». А его колоссальная энергия и жизнерадостность проявляются не только на сцене, но и в жизни.
Такого эмоционального дирижёра, как Дэниел, встретишь не часто. Однако, эмоции - это лишь внешнее проявление. Внутри управляющий оркестром – предельно сосредоточен. Чтобы направлять музыкантов, ему необходимо не только слышать произведение в момент игры, но и представлять его на несколько шагов вперёд.
Дэниел Смит, дирижёр (Австралия):
«Это моя работа и работа других дирижёров – соединять всех вместе и контролировать всё, и быть уверенным в этом единении. А контролировать оркестр гораздо легче, когда ты ему доверяешь, позволяешь людям играть, исполнять музыку. Потому что без оркестра дирижёр, как клоун. И это моя философия – доверять музыкантам».
В этот приезд – Дэниела больше всего поразила замерзшая река. Хотя он уже бывал в Петербурге, и научился воспринимать холод и снег не как что-то сверхъестественное.
Дэниел Смит, дирижёр (Австралия):
«В свой будничный день люди в Австралии идут на работу: дирижировать или учиться, например. А затем идут на пляж - плавать. И это происходит почти каждый день. А здесь совсем другая атмосфера. Люди в Австралии очень открыты и дружелюбны в тот момент, когда ты встречаешь их. Потому что наша история развивалась так – мы приглашали к себе других и являемся очень открытой страной. А когда я оказался в Европе, в России – у вас есть история, архитектура, искусство – это мне очень близко, потому что моё сердце наполнено музыкой».
Наполняли музыкой сердце Дэниела Смита с раннего детства родители: бизнесмен и учительница – водили на концерты, а на 6-ой день рождения подарили флейту – первый инструмент. В 14 лет, он стал участником телевизионного проекта и впервые дирижировал оркестром в Сидней-опера. Окончив консерваторию, отправился в Академию музыки в Италию, затем оттачивал мастерство в Англии, Эстонии, Америке. Его музыкальные путешествия на этом не закончились, напротив, их стало ещё больше, и теперь дирижёр знает, как подготовить себя к переездам морально, и физически.
Дэниел Смит, дирижёр (Австралия):
«На прошлой неделе я был в Токио. И это другой часовой пояс. Когда поеду в Австралию – там тоже будет другое время, так же как и в Америке. Итак, каждый раз мне приходится убеждать себя ложиться спать в довольно странные часы. Когда я еду в новую страну, например, если я отправляюсь в Токио – я ложусь спать с учётом времени, которое там. Это может быть 4 часа вечера, когда мои друзья только отправляются на ужин. Просыпаюсь я в 1 ночи. Зато когда приезжаю в Токио – я оказываюсь в правильном времени».
Дэниел признаётся, иногда, проснувшись утром в отеле, приходится вспоминать – в какой стране он находится. Зато не нужно вспоминать о вещах. Их дирижёр всегда пакует строго по списку.
Дэниел Смит, дирижёр (Австралия):
«Самая важное для меня – вот это: музыка для оперы, которую я буду дирижировать. И это только одна опера! Итак, вы можете представить – каждую неделю я дирижирую в разных местах, и работаю с разными произведениями. А это – только одно из них. Я не знаю, сколько здесь страниц. Вот здесь – тысяча. Итак, 2 тысячи страниц музыки. Это около 6-7 килограммов».
В продолжительный тур приходится брать с собой до 20 произведений, а это целых 4 чемодана, - «Больше, чем у Бритни Спирс», - шутит Дэниел. Кроме того, он возит с собой по несколько палочек, именных. Концертную одежду гладит сам. К каждому выступлению готовит: туфли, бабочку, запонки и даже полотенце.
Дэниел Смит, дирижёр (Австралия):
«В одной опере температура моего тела поднялась до 40 градусов. Поэтому после оперы или концерта, бывают ситуации, когда я использую ведро со льдом. Я опускаю туда голову и руки, чтобы температура спала. Или же в ванной включаю холодную воду».
«Метрополитен-опера», «Ла-скала», «Опера Монте-Карло» - дирижёру всего 33 года, а он уже успел выступить практически на всех концертных площадках мира. Одна из самых почётных – Мариинский театр. На этот раз под руководством Смита оркестр исполнил знаменитое произведение Россини «Путешествие в Реймс».
Дэниел Смит, дирижёр (Австралия):
«Мне кажется, самая трудная музыка – лично для меня – это самая лёгкая музыка, например Моцарта, Гайдена, Баха. Очень чистая и простая мелодия часто сложна для исполнения, её нельзя чем-то прикрыть или возвысить. И это меня стимулирует больше всего - поиск простого, красивого звучания».
Юлия Миханова, Антон Голубев, Валентина Говорушкина и Владимир Пивнев. 1 канал. Санкт-Петербург.