Троллейкар – это гибрид троллейбуса и грузового автомобиля. Выполнял функции лаборатории контактной сети, имел специальную кабину наверху – рабочее место оператора. Эти и другие машины были представлены на Дворцовой площади в рамках 80-летия троллейбусного движения в Северной столице.
Троллейбус-вышка, предназначенный для ремонта дорог, воспетый Булатом Окуджавой «синий троллейбус», гость из Москвы – машина, прибывшая специально к празднику, а в 50-ых годах курсировавшая по улицам города на Неве. И наконец, довоенный – ЯТБ-1. Троллейбус 1936-ого года – сегодня единственный в своём роде. Уникальный экспонат реставраторы обнаружили в одном из садоводств – после списания из парка, легендарную машину приспособили под сарай.
Алексей Гонтарев, реставратор Музея городского электрического транспорта:
"Достался он в печальном виде, потому что от него осталась только рама, мосты, какие-то деревянные изношенный элементы, металлическая обшивка, которая отлетала просто на глазах – просто голый троллейбус без всякого оборудования. Задача реставрации заключалась в том, чтобы восстановить этот троллейбус именно в ходовом состоянии, в том виде, в котором он открывал троллейбусное движение ровно 80 лет назад".
Троллейбус сегодня – не просто один из любимых видов общественного транспорта петербуржцев, но ещё и один из самых востребованных. Мало того, что он экологичный, так ещё и маршрутная сесть охватывает весь город. Ежедневно троллейбусы перевозят более 300-сот тысяч пассажиров!
Василий Остряков, директор СПб ГУП «Горэлектротранс»:
"Мы в 15-ом году открыли дополнительный троллейбусный маршрут № 32, который пользуется популярностью, он хорошо населяется и населённость его растёт. В этом году с 1 октября мы открыли ещё один троллейбусный маршрут № 44".
Развивается не только маршрутная сеть, но и сам троллейбус. Сегодня выпускается всё больше транспортных средств с увеличенным автономным ходом, что позволяет им двигаться без рогов и объезжать, к примеру, ДТП или неправильно припаркованные автомобили. Троллейбус будущего, он же электробус, выпущенный в Белоруссии, способен проехать 12 километров после 5-минутной подзарядки. Его эксплуатация запланирована в Петербурге уже в следующем году. Не за горами и оборудование электротранспорта бесплатным Wi-Fi. В салонах также появятся usb-зарядные устройства, а проезд можно будет оплачивать банковскими картами.
Максим Фильчаков, начальник Службы компьютерных технологий, связи и коммуникаций СПб ГУП «Горэлектротранс»:
"На 47-ом троллейбусном маршруте мы запустили в тестовую эксплуатацию единую систему, где стоят новые валидаторы, которые готовы принимать банковские карты и обычные электронные билеты, где установлены над дверьми датчики пассажиропотока и бортовой компьютер, в котором автоматически отражается сколько пассажиров вошло в транспортное средство, сколько не оплатило".
В Петербургском троллейбусе сегодня можно настроиться и на футбольную волну.
Остановка «Сквер Галины Старовойтовой»
Комментатор Геннадий Орлов, которого болельщики «Зенита» так любят за его «победный голос», озвучил остановки 7-ми троллейбусных маршрутов. Спортивный журналист когда-то работал в Доме радио и вспоминает, что именно на троллейбусе отправлялся комментировать хоккейные матчи в Юбилейном.
Геннадий Орлов, комментатор:
"Я так любил эти поездки, потому что народу много, битком. Вот эти болельщики едут и то есть такая особая атмосфера. В троллейбусах набивалось – ну, если можно было 50 человек, то было, наверное, 100 человек, и я сам вскакивал где-то на ступеньку сзади среди народа и мне это нравилось очень".
Профессия кондуктора троллейбуса сегодня, по-прежнему, остаётся востребованной. «Каждый день – как новое открытие», - признаётся Рая, переехавшая в Петербург из Уфы.
Рая Динмухаметова, кондуктор:
"Иностранные языки уже начинаем изучать сами. Вот я итальянский сама изучаю, английский. Потому что знаете – они начинают спрашивать что-то, а ты не можешь даже на элементарные вопросы ответить. А сейчас – любые разговорники – поговорил, посмотрел и всё сказал".
Около 10 лет Сергей работает водителем троллейбуса. Знает все городские маршруты, ведь в его обязанности входит обучение новых сотрудников.
Сергей Андреев, водитель:
"В детский сад меня родители возили именно на троллейбусе. Я всегда просил: "Поставьте к кабине меня!", чтобы посмотреть, как это водить такой большой, необычный вид транспорта. Ездил на 12-ом маршруте. Его, к сожалению, уже нет, но любовь осталась".
Праздник петербургского троллейбуса на Дворцовой площади завершился ретро-парадом. И благодаря вовсе не машине времени, а труду реставраторов, троллейбусы из прошлого вновь повезли по улицам горожан.
Юлия Миханова, Антон Голубев, Максим Беляев, Линда Черкасова, Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал - Санкт-Петербург.