Петергоф у большинства петербуржцев и гостей нашего города ассоциируется, прежде всего, с фонтанами Нижнего парка. С этим кардинально не согласны сотрудники музея-заповедника. Именно поэтому в нынешнем году Петергоф открыл сразу несколько проектов, которые меняют представление о классическом музейном пространстве.
В конце октября в здании музея семьи Бенуа, в одном из нереставрированных флигелей открылась фотовыставка «Дворец. Перезагрузка». На экспозиции представлен дворец Фредерика Восмого в Копенгагене после реставрации, во время которой для оформления залов и гостиных классического дворца были приглашены современные художники. Пойти на такой смелый шаг и оформить в схожем стиле императорские резиденции Петергофа в России посчитали преждевременным, но достойный ответ все же подготовили.
Елена Прилашкевич, куратор выставки:
"Когда работы вступают во взаимодействие с таким необработанным пространством, как раз возникает ощущение реставрационного процесса, какого-то движения, действия, пересмотра каких-то музейных устоев. И это в любом случае хорошо".
Открытие выставки посетил и генеральный консул Дании в Петербурге Люкке Линдмарк Торбьорн.
Люкке Линдмарк Торбьорн, Генеральный консул Королевского Генерального консульства Дании в Санкт-Петербурге:
"Я не очень большой специалист в современном искусстве, но могу вас заверить, что для Дании это был очень смелый шаг. Но он всем понравился, и сегодня мы им гордимся."
«Дворец. Перезагрузка.» стал в Петергофе одним из новаторских проектов в этом году, которые меняют привычный взгляд на классический музей и направлены на привлечение новых посетителей.
Лариса Никифорова, начальник службы сохранения и изучения памятников культурного наследия ГМЗ «Петергоф»:
"Закончился летний сезон, заснули фонтаны, но музей работает и ждет свих посетителей. Вот эта выставка «Дворец. Перезагрузка», ее название можно сделать эпиграфом к жизни Петергофа, открывает зимний выставочный сезон. Вслед за этой выставкой откроются другие, и мы ждем посетителей, практически каждый месяц мы будем открывать новую выставку".
Летом этого года в Петергофе после масштабной реставрации открылось еще одно новаторское пространство – музей «Государевы потехи». В прошлые годы здесь также был музей императорских велосипедов, однако, была пересмотрена не только экспозиция, но сама концепция подачи музейного материала.
Анна Ляшко, кандидат культурологии, зав. отделом музейных исследований и выставочных проектов ГМЗ «Петергоф»:
"Мы даже не назвали это пространство музеем, мы назвали историко-культурный проект «Государевы потехи», потому что здесь то самое сложное пространство. Но когда мы открылись, мы можем сказать: «Да, это музей». Потому что подлинник есть, он здесь в центре, и здесь его даже лучше видно, чем в традиционных экспозициях, где мы проходим через тысячи таких предметов".
Мультимедийное пространство, где можно почувствовать себя и в каюте на корабле Петра Первого, и зрителем в средневековом театре. Для создания полного погружения в эпоху в этих залах поработали не только специалисты компьютерных технологий, но и профессиональные театральные декораторы и осветители. Даже экскурсоводам музея-заповедника понадобилось время, чтобы адаптироваться к новым условиям.
Виктор Хорошей, экскурсовод:
"Сперва было тяжелее, потому что непривычно. Когда я сюда вошел впервые: играет музыка, ржут лошади, поют птички, то есть нет привычной музейной тишины. Я думаю, что некоторые экскурсанты, впервые оказываясь в таком пространстве, тоже испытывали легкое чувство дискомофорта. Но по окончании экскурсии ни одного недовольного человека я не видел."
Ну а это - проект будущего. Единственный объект на территории Петергофа, который со времен Великой Отечественной войны так и не был восстановлен – Нижняя дача в парке Александрия.
Сергей Павлов, главный архитектор ГМЗ «Петергоф»:
"Здесь родились все дети, кроме Ольги. И последний цесаревич Алексей был рожден на этом месте. Это место несет двоякие эмоции: и детской радости, и вселеннской скорби - потому что это последний дворец последнего императора".
Руководство музея-заповедника направило в Министерство культуры три варианта возрождения этого места. Первый – сделать все заново, по примеру нижнего парка Петергофа, второй – законсервировать руины. Самым интересным является третий проект - воссоздать архитектурный объем дворца в новых материалах, но сохранив то, что возможно.
Сергей Павлов, главный архитектор ГМЗ «Петергоф»:
"Третий вариант, он не самый дорогой по затратам, но самый сложный с точки зрения исполнения его в материале и с точки зрения восприятия, потому что у нас такой практики почти нет".
Какой из проектов будет принят в Министерстве и в какие сроки будет реализован, надеемся узнать в ближайшее время.
Тимур Мамонов, Александр Дружинин, Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал - Санкт-Петербург