Всего каких-нибудь полтора века назад кареты в России были делом обыденным и повседневным, но сегодня, в 21 веке, всего три музея в нашей стране имеют коллекции карет, причем, два из них находятся в Петербурге.
Кареты в императорской России были признаком состояния и благополучия. Однако, после Октябрьской революции были признаны пережитком самодержавия, и все про них благополучно забыли. Кареты, которые дошли до наших дней, – это наследие придворно-конюшенного музея Петербурга, где содержались экипажи императорской фамилии. Этот фонд был разделен на три части. Одна из них отправлена в Москву, в оружейную палату, еще одна передана на хранение в государственный Эрмитаж. Последняя часть отправилась в Пушкин.
Ирина Бредихина, хранитель фонда «Кареты» ГМЗ «Царское село»:
"У нас очень долго бытовало такое мнение, что кареты - это что-то утилитарное и немузейное. Их часто снимали в кино: и разбивались, и эксплуатировались. Так что то, что мы сейчас имеем, - это кареты чудом до нас дошедшие".
Выставка «Придворный экипаж» в Царском селе» работает не так давно. Она располагается в помещении бывших императорских дежурных конюшен. То, что кареты смогли дожить до наших дней, во многом заслуга их прежнего хранения в музее на Конюшенной площади.
Ирина Бредихина, хранитель фонда «Кареты» ГМЗ «Царское село»:
"Коронационные кареты имели статус близкий к императорским регалиям, они использовались только для коронации или особо важных событий. Последний раз они использовались ровно сто лет назад на 300-летии дома Романовых. Поэтому им и уделялось особенное внимание".
Кареты в Царском селе ни разу не реставрировались. Они исторически достоверны. К примеру, экипаж, в котором ехал Александр II в день своей трагической гибели, так и хранит следы разорвавшейся бомбы. Совершенно в другом состоянии вторая часть каретной коллекции, которая хранится в Государственном Эрмитаже. Кареты Эрмитажа также пережили не самые лучшие времена и реставрировать первую из них начали лишь в 90-е прошлого века. Владимир Кощеев – художник-реставратор, он работает в Эрмитаже уже 50 лет и прекрасно помнит, как началась работа по восстановлению первой кареты. Именно он тогда руководил процессом реставрации.
Владимир Кощеев, художник-реставратор высшей категории лаборатории научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа:
"Специфика заключается в том, что кареты должны реставрировать мастера каретного дела. Мы взялись за эту работу только потому, что в Петербурге в настоящее время не было таких специалистов. Для реставрации кареты были привлечены специалисты не только столяры- краснодеревщики, которые восстанавливали резьбу и конструкцию. Там еще работали специалисты живописцы, тканщики, обойщики".
Лаборатория научной реставрации мебели – место примечательное даже по меркам Эрмитажа. Помимо профессионализма и опыта самих художников, многие из которых работают здесь более 30 лет, здесь часто можно встретить рабочие династии: опыт от отца к сыну передается легче. Однако, вернемся к каретам. За все время через руки мастеров этой лаборатории прошла ни одна карета, и сегодня их во всем великолепии можно увидеть в фондохранилище Государственного Эрмитажа в Старой деревне. Их состояние можно назвать превосходным, все механизмы восстановлены и в рабочем состоянии, однако ездить они, даже по исключительным случаям, не будут.
Владимир Градов, заведующий лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа:
"Уже изначально цели, что она будет ездить, – не стоит. Это все-таки экспонат, экспонат культуры и искусства. Все эти кареты имеют богатейшую историю, потому что они связаны с династией наших монархов. Здесь цель их привести в надлежащий вид".
В обозримом будущем выставку карет пополнят и вот эти два экземпляра. Это последние экспонаты из того самого музея на Конюшенной площади. Уже в следующем году приступят к работе над парадной каретой Берлина второй четверти 18 века. Работы продлятся около 3 лет.
Владимир Градов, заведующий лабораторией научной реставрации мебели Государственного Эрмитажа:
"Помимо самой реставрации, будет подробное изучение, лабораторные исследования, потому что здесь слои живописи, слои левкаса. Все нужно исследовать, узнавать, как это было сделано, какими материалами, с тем, чтобы восстанавливать такими же материалами, или чтобы современные материалы хорошо сочетались и не вредили".
Если вам интересны истинные корни дизайна современных автомобилей или хочется прикоснуться к настоящему наследию 18-19-го веков, посетите выставку карет. В Петербурге сделать это легко.
Тимур Мамонов, Александр Дружинин, Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал, Санкт-Петербург.