Погружаемся в революцию на Ленфильме.
Одна из самых престижных марок автомобилей начала 20 века – "Делоне Бельвиль". Такая машина была и у Николая Второго. После 17 года автомобиль принадлежал уже Владимиру Ильичу Ленину. Правда, недолго. У вождя мирового пролетариата ее угнали, потом машина попала под обстрел и до наших дней не сохранилась. Это ее точная копия, которая сейчас участвует в съемках фильмов о революции. Как воссоздается революционная эпоха в кино?
Такому послужному списку позавидовал бы любой артист. В автопарке Ленфильма – сплошь звезды, «Студебекер» и «Делоне Бельвиль» снялись в десятках картин. Эти автомобили были мечтой аристократов. Но парадоксы истории сделали их обязательным атрибутом фильмов о победе революции.
Сергей Григорьев, начальник участка игрового транспорта киностудии Ленфильм: "Да в общем почти все революционные картины начиная почти с 2000 года… Распутина мы на нем привозили к Екатерининскому дворцу".
Если копии исторических автомобилей сделаны в наши дни и создают иллюзию старины, то наганы, винтовки и маузеры в кино – настоящие.
Владимир Агапов, оружейник киностудии: "Оружие на киностудии - это бывшее боевое оружие, которое охолощено настолько, что может произвести выстрел только холостыми патронами, а все манипуляции происходят точно также, как с любым боевым оружием".
(Белое солнце пустыни, пулемет Сухова).
Одно из редких исключений – пулемет Льюис, из которого стрелял товарищ Сухов.
Владимир Агапов, оружейник киностудии: "Пришлось изготовить макет, потому что на подлинном Льюисе не хватало деталей, он не мог стрелять, его можно было только показывать".
Режиссер «Белого солнца пустыни» уже мог позволить себе шутить о революции. А первопроходцем в съемках комедий на эту тему стал Виталий Мельников. Его фильм «Начальник Чукотки» вышел на экраны в 1967-м году. Действие картины происходит в 1922. По сюжету, американские коммерсанты обманывают бедных чукчей, пока в дело не вмешивается юный красноармеец.
Артемий Аграфенин, пресс-секретарь киностудии:"Здесь у нас знамя красноармейца Михаила Кононова, который играл начальника Чукотки, и его костюм, а за решеткой – костюм Алексея Грибова, актера. До этого были либо героизм, либо трагедия".
Увидеть комнату начальника Чукотки и подлинный реквизит из фильма уже можно в музее киностудии Ленфильм. А скоро там откроется большая выставка к столетию революции. Один зал посвятят красным, другой - белым. Так, картину «Контрибуция», снятую в прошлом году, представят костюмы главных героев и флаг сторонников белогвардейца генерала Пепеляева.
Елизавета Пахомова, начальник цеха подготовки съемок :"Несмотря на то, что фильм приключенческий и детективный, вся атрибутика должна соответствовать тому, чтобы было на самом деле".
Но какая революция без крейсера «Аврора»? Пятиметровый макет легендарного корабля недавно нашли в архиве киностудии. В кино он снимался полвека назад. На экране судно абсолютно неотличимо от настоящего. Из труб идет дым, светится прожектор на мачте, на палубе стоят люди.
Игорь Никитин, бутафор-декоратор:"Во втором павильоне в бассейне она стояла на воде, и в определенный момент пушка на носу стреляла. В дуло заправлялась пиротехническая смесь, подводились провода, которые давали залп".
Сейчас одни специалисты реставрируют макет, другие – спасают саму кинокартину. Фильм «Залп Авроры» режиссера Юрия Вышинского до сих пор существует только на пленке.
Ольга Аграфенина, заместитель генерального директора киностудии Ленфильм, главный организатор выставки: "Мы с Госфильмофондом ведем работу по оцифровке ленты, потому что она последние 50 лет не демонстрировалась".
По подсчетам киностудии, за все годы работы здесь сняли около 40 фильмов, связанных с событиями 1917-го года. На новой выставке так или иначе расскажут о каждом из них. Погрузиться в революционную атмосферу на Ленфильме можно будет после 20 ноября.
Юлия Демьянова, Антон Голубев, Максим Беляев, Татьяна Осипова, Ангелина Введенская. Первый канал - Петербург.