Этот герой гофмановской сказки в России считается одним из символов Нового года, хотя придумали его вовсе не у нас. Игрушку, умеющую щелкать орехи, изобрели немецкие рудокопы еще 300 лет назад. О магии и чудесном превращении Щелкунчика сегодня на 1 канале/
Эту игрушку знают практически в каждой стране. И везде ее связывают с Россией. И даже на родине Щелкунчика в Германии он, прежде всего, ассоциируется с музыкой Чайковского. Хотя на свет этот механический зубастик появился гораздо раньше, чем был написан балет. Еще в 18 веке один из рудокопов сделал деревянную куклу-карикатуру на барона, которая впоследствии стала очень популярна у местного населения. И превратилась в главного персонажа сказки Гофмана.
Виктория Кён – Волонтер Русско-немецкого центра встреч:
"По-немецки Щелкунчик нускнака..."
О том, как выглядел изначально Щелкунчик, сегодня можно лишь догадываться. Только вариаций его камзола сейчас существует порядка десяти. Хотя Гофман в своем произведении подробно описал этого персонажа, уверяет художник Антон Ломаев. Он работал над произведением немецкого классика почти год, тщательно изучал не только историю игрушки, но и то время, когда была написана сказка.
Антон Ломаев – Художник- Иллюстратор:
"Все взялись изображать Щелкунчика в треуголке, что в принципе не соответствует Гофману. Кроме лилового кафтанчика, золотых пуговичек, ясно сказано, что у него шапочка рудокопа..."
Иллюстрации Ломаева к сказке "Щелкунчик и мышиный король" стали частью литературно-музейного проекта "История одной книги" в детской библиотеке на четвертой Красноармейской. Здесь собрали больше двадцати различных изданий, посвященных знаменитой гофмановской истории. От 1934 до 2018 . Есть даже редкая миниатюрная версия.
Валентина Ситникова – Заведующая детской библиотекой МЦБС им. М.Ю.Лермонтова:
"Маленького формата уже относится к редкому изданию, посмотрите какая она красивая. По сути, здесь не столько иллюстрации, графика, сколько вот сама форма, размер и обложка."
Отдельный стенд посвящен Щелкунчику в балете. Сказка Гофмана была любимым произведением Чайковского в детстве. Он вынашивал замысел одноименного балета много лет – и в 1892 году состоялся первый спектакль. Сегодня "Щелкунчик" для балетных артистов все равно, что "Гамлет" для драматических – канон, к которому нужно стремиться. Николай Цискаридзе даже поставил своеобразный рекорд: он выходил на сцену в Большом театре в "Щелкунчике" 21 год подряд, станцевав при этом партию принца 101 раз.
Николай Цискаридзе – Народной артист РФ, ректор Академии русского балета им. А.Я.Вагановой:
"Дело в том, что Григорович очень ревностно относился к тем исполнителям, кого вводили в балет "Щелкунчик" и в балет "Спартак", это две роли он очень редко из новых составов давал..."
Этот балет Чайковского стал своеобразным каноном и для многих музыкантов. Маэстру Дюку Элингтону потребовалось почти 30 лет, чтобы представить свои джазовые вариации на тему "Щелкунчика". Петербургский хореограф Ольга Алферова решила соединить музыку русского и американского классиков в одном спектакле. Интересно, что играют его полностью дети.
Ольга Алферова – Хореограф, режиссер-постановщик:
"Я думаю, что сюжет "Щелкунчика" замечательно подходит , потому что есть противостояние злых сил, которые олицетворяют мыши, и светлых сил – сил добра..."
Каким бы ни был "Щелкунчик", это всегда история о чуде, где зритель окунается в мир фантазий, в котором есть место всему – детям, родителям, игрушкам, сладостям, снежинкам, новогодним елкам, подаркам и, самое главное, мечтам, которые сбываются!
Ирина Товкалева. Даниил Кушнеревич. Таятьна Осипова. Владимир Пивнев. Первый канал. Петербург.