Назад в прошлое попадаешь, когда оказываешься на вечеринке, где играют и танцуют свинг. Социальные танцы, так популярные в начале прошлого столетия нравятся людям и сегодня. Привлекают зажигательные ритмы и относительная простота движений. Однако, у каждого стиля есть свои особенности и стандарты – научиться которым можно на ежегодном международном Свингфесте, который проводится в Петербурге.
Фестиваль – наглядный пример активного возрождения социальных танцев, причем как за рубежом, так и в России. Нижний Новгород, Краснодар, Смоленск. Обширна география не только его участников, но и преподавательского состава. Звёзды свинга со всего мира приезжают на мастер-классы.
Урок танца
Свои первые танцевальные шаги Мануэль сделал, когда ему было 4 года. Латиноамериканскими бальными танцами он начал заниматься в школе своего дедушки. Потом, перейдя в балет, посвятил себя классической хореографии. Но свинг с его свободой движений и импровизаций перевернул жизнь Мануэля, да так, что он открыл в Риме собственную танцевальную студию. Участников петербургского фестиваля он знакомил с линди хопом.
Мануэль, преподаватель, танцор: "Конечно, важна техничность, техника движений зависит от исполняемой фигуры. Но для меня самое главное – забота о партнёрше, о том, с кем ты танцуешь. Вот то, что я пытаюсь объяснить ребятам: это как беседа, где ты можешь говорить, но ты также должен слушать её. Как говорил Френки Меннинг – каждый танец – это как короткая, трёхминутная история любви".
Уроки парного блюза от пары из Киева. Танцоры и педагоги – Тарас и Виталия путешествуя по миру, участвуют в соревнованиях. Набираются опыта от современников и предшественников, изучают литературу и старые видеозаписи.
Тарас Мельник и Виталия Брукханская, танцоры, преподаватели парного блюза (Украина): Для блюза характерна достаточно активная работа корпуса, то есть там очень задействована пластика бёдер, ну и в принципе всего корпуса. Да, вот именно развитие пластики, развитие различных бейсиков. А также, так как блюз социальный танец, как и многие другие... Социальные танцы – это те, которые мы можем танцевать не поставленный танец, а просто приходим и импровизируем. Блюз точно такой же импровизационный и социальный танец, поэтому самое главное - это, как уже сказал Тарас, чтобы нравилась музыка, расслабиться, и чтобы это приносило тебе удовольствие.
Спортивный рок-н-ролл, так популярный в Советском союзе – это прямой наследник стиля «буги-вуги», который родился в Европе в начале 1940-х годов. Этому направлению посвятила себя интернациональная пара: Торбьорн Солволл из Норвегии и Флора Бушеро из Франции. Репетируют и готовят свои номера танцоры во время участия в международных конкурсах, но при этом остаются мастерами импровизации.
Торбьорн Солволл и Флора Бушеро, танцоры, преподаватели буги-вуги (Норвегия – Франция): По буги-вуги проводится много серьёзных соревнований, и я начинал с соревнований, стал их выигрывать и уже потом заинтересовался социальными танцами. Мы можем также танцевать линди хоп и другие направления, но больше всего сосредоточены именно на буги-вуги. И поскольку постоянно участвуем в состязаниях и конкурсах, нам легко преподавать этот стиль.
Танцы в стиле свинг, в основном парные, но есть и те, что исполняются индивидуально. Например, соло-джаз. Состязания по которому проходят в формате танцевального батла, когда одному участнику отвечает другой, а жюри выбирает лучшего.
Отрывок танцев
Екатерина Агапонова не проиграла ни одному из семи соперников. На фестиваль она приезжает не первый год. Преподаватель московской студии. Танцами в стиле свинг девушка занимается уже 10 лет. Начальной хореографической подготовки у Екатерины не было, все движения осваивала с нуля.
Екатерина Агапонова, участница фестиваля (Москва): Есть танец чарльстон, есть соло-джаз, и там одинаковые есть вещи, которые можно делать и там, и там, есть разные какие-то фигуры, которые можно делать в одном жанре и в другом. Всё зависит исключительно от музыки, только то, что тебе музыка говорит, надо делать, как бы не надо делать ничего лишнего.
Постоянный гость фестиваля, можно сказать, его символ – американец Стивен Митчелл. Не первый год он знакомит публику со свингом в танце и в музыке.
Стивен поёт
Танцевальные вечеринки, как и мода... Двигаться под аккомпанемент живого оркестра сегодня опять популярно. А лучше всего для такого формата общения подходят именно социальные танцы.
Михаил Петров, организатор фестиваля: Джаз – это, прежде всего, музыка танцевальная, она родилась в эпоху, когда не было распространено ни телевидение, ни радио. Приёмников, магнитофонов, где неживой звук был слишком дорог, а живое общение было более доступно и сейчас мы очень рады, что эти традиции возвращаются обратно. Мы опять встречаем живую музыку, живую классику джаза и людей, которые могут это выразить в танце.
Юлия Миханова, Максим Беляев, Екатерина Горбачева, Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал - Санкт-Петербург.