Парадным шествием по воде и по суше участники и гости фестиваля проследовали от Михайловского сада до Большого театра кукол. Чудесные превращения ждали всех уже внутри.
Неаполитанский театр кукол зародился около 5 веков назад. Сегодня продолжателем его традиций является Гаспаре Назуто. Он создаёт кукол, пишет сценарии для спектаклей и исполняет все роли своими руками. Постановки Гаспаре рассказывают зрителям о жизни и смерти, о мире и чувствах – сюжеты из классики в современной интерпретации. Поэтому неудивительно, что традиционный неаполитанский персонаж Пульчинелла и его друзья вдруг переходят на нетрадиционной для себя язык
Гаспаре Назуто, Режиссёр (Неаполь, Италия):
"Для меня очень важна публика, а она всегда меняется. Когда я путешествую, я встречаю разных людей, и моё шоу также всегда изменяется. Потому что, я считаю, главное – это то, как люди воспринимают спектакль. И это, кстати, не первый мой визит в Россию. Я очень люблю эту страну, люди всегда здесь выражают глубокую симпатию ко мне и к моему шоу. Я даже не знаю почему, наверное, потому что моё представление всегда очень поражает публику."
А вот литовский театр кукол стал создаваться только в начале прошлого столетия. Но почти сразу обзавёлся характером. Визуальность представления – главное для Вильнюсского театра «Ле-ле». Особая роль отводится художникам, которые часто становятся авторами спектаклей. В репертуаре в основном – мировая классика и литовская драматургия.
Вильмантас Юшкенас, Художественный руководитель театра «Ле-Лу» (Вильнюс, Литва):
"Наша традиция кукольного театра ещё молода, у нас такого народного персонажа нету, хотя были, были попытки сотворить, сделать, но до сих пор нет такого персонажа как Панч или Джуди, или Пульнчинелла, Петрушка в России. Нет, мы такого не имеем."
Более 70-ти участников из 9 стран мира. Одна из задач международного фестиваля - познакомить всех с актуальными для сегодняшнего дня тенденциями в мире кукольного искусства. В России, например, пока мало известен «театр предметов», он развивается сейчас в Бельгии. В отличие опять же от Европы, у нас в стране не так популярен «моноспектакль» - когда один актёр окружает себя множеством персонажей.
Анна Иванова-Брашинская, Арт-директор «БТК-фест»:
"Тенденции современные в том, чтобы никто себя ничем не ограничивает. Уже все устали от попыток определить, что такое кукольный театр, театр кукол. И все как-то расслабились и очень сильно вышли на территорию эмоционального, современного нарротива. И в этом смысле эти тенденции наш фестиваль отражает."
Приехали на фестиваль и представители лучших традиций бумажного театра. Название «Картонка» говорит само за себя. Театр много гастролирует по миру и везде встречает благодарного зрителя.
Светлана Бень, Театр «Картонка» (Минск, Беларусь):
"Кукольный театр – такой вид искусства, что интерес к нему будет всегда, невозможно жить без кукольного театра людям. Потому что происходит оживление неживого, происходит чудо, магия, которая происходит здесь и сейчас непосредственно перед взором публики.Это самое увлекательное, что может быть в жизни – смотреть на оживление неживого, когда есть чудо."
Участниками «БТК-феста» стали юные артисты «Упсала-цирка», мастера паркура и даже молодые актёры, создавшие своими руками костюмы и передвижную декорацию специально для уличного шествия.
Виктор Бугаков, Актёр театра «ЦЕХЪ свободных художников»:
"Мы - драматический театр, и драматический был курс.Сейчас же все театры синтетические. Везде всё смешивается, и даже театр кукол - это не всегда зачастую только спектакль с куклами."
Яркий пример тому – новый спектакль Руслана Кудашова «Книга Иова». Ветхозаветную историю о страдании и вере рассказывают актёры, куклы, предметы и даже мультимедийные проекции. Кстати, в своих постановках режиссёр не в первый раз обращается к библейским сюжетам.
Руслан Кудашов, Главный режиссёр Большого Театра Кукол:
"В какой-то момент стало очевидным то, что нужно сделать три названия по Ветхому завету: «Екклесиаст», «Песня Песней» и «Книгу Иова» - это произошло лет 5 назад, сегодня определённый этап заканчивается."
Оценить глубину спектакля, скорее, удастся взрослому зрителю. Но театр кукол и не ставит никаких возрастных рамок. Главное – вызвать у публики эмоции, а достичь этого можно с помощью абсолютно разных выразительных средств.
Юлия Миханова, Максим Беляев, Валентина Говорушкина и Владимир Пивнев. Первый канал, Санкт-Петербург.