Международный культурный форум уже скоро пройдёт в Петербурге. По традиции, это событие объединит поклонников и деятелей искусства. Круглые столы, дискуссии – форматы встреч, позволяющие разобраться в том, что происходит сегодня в обществе в целом и конкретно в кино, музыке и театре.
О том, что можно будет обсудить, а что посмотреть в рамках форума, рассказали на пресс-конференции в стенах БДТ. Здесь состоится премьера спектакля «Война и мир Толстого» режиссёра Виктора Рыжакова. Андрей Могучий покажет свою постановку «Пьяные» по пьесе Ивана Вырыпаева. В этой философской комедии о познании истины кроме главной темы – любви – есть беседа с публикой о важных моментах жизни современного человека.
Андрей Могучий, Художественный руководитель Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова:
"Сегодня очень большой запрос есть в театре на диалог, на разговор. В этом смысле театр меняется по сравнению со временами эпохи Товстоногова, например, когда театр нёс такую мессианскую роль. Сейчас театр в большей степени разговаривает со зрителями на равных, это очень важный вопрос и, собственно говоря, зритель задаёт какие-то внутренние вопросы, и мы часто делаем такие спектакли, когда они выходят в разговор со зрителями."
Два спектакля на сцене Александринского театра: «Ревизор» и «Маскарад. Воспоминания будущего» - как визуальное отражение темы симпозиума «Театральное наследие: сохранение, реконструкция и переосмысление сценических текстов». Ведь эти постановки были созданы режиссёром Валерием Фокиным на основе инсценировок его легендарного коллеги – Всеволода Мейерхольда.
Валерий Фокин, Народный артист РФ, художественный руководитель Александринского театра:
"Это был тяжёлый труд для артистов прежде всего, потому что так сегодня не играют, так сегодня не учат, но оказалось в результате, что там очень много полезного, далеко не всё, естественно, жизнь она вносит своё. Но очень много полезного, в частности, вот эта музыкально-интонационная партитура, которая может быть применена и к современному тексту, и к любому сегодняшнему тексту."
Ещё один круглый стол будет посвящён социальному театру. О том, как сегодня развивается это направление, можно увидеть воочию, придя на премьеру спектакля «Язык птиц». Половина состава исполнителей этого спектакля – актеры БДТ, остальные роли играют люди с аутизмом, студенты центра «Антон тут рядом».
Мария Жмурова, Студентка центра «Антон тут рядом»:
"Я стала больше двигаться и ещё лучше выражать свои мысли, а ещё развилась речь."
Образ спектакля навеян старинной суфийской поэмой про птиц, которые отправляются на поиски своего царя, но вместо него находят нечто иное.
Борис Павлович, Режиссёр-постановщик, руководитель социально-просветительского отдела Большого драматического театра им. Г. А. Товстоногова:
"Они вдруг видят озеро, отражение, и они смотрят в это отражение, и они видят себя. И Симург, которого они ищут, это в переводе означает 30 птиц. То есть, собственно говоря, их этот поиск царя или Бога оказался поиском самого себя. Но важно, что это не просто кто-то один отправился и что-то нашёл. Это история группы. Потому что когда они вначале друг друга не знают, они друг другу не очень интересны, и в процессе путешествия и появляется какое-то такое новое коллективное существо."
Таким коллективным существом стали сами участники театрального проекта. По нескольку часов в день они проводят на репетициях. Совместная разминка и чаепитие, упражнения на коммуникацию – такой вот новый опыт и для студентов «Антон тут рядом», и для актёров Большого драматического.
Виктория Артюхова, Актриса Александр Кононец, Актёр:
"На нашем проекте колоссальные вообще открытия в плане того, как они открывают и впускают к себе, как они начинают дружить, какие они внимательные, они намного внимательнее обычных людей.
Тут есть главный такой показатель, это как в любом человеке, когда у него вскрывается юмор, значит, что и сам человек вскрывается. Вот у нас есть Аким, который большой такой с бородой, и он же молчит практически всегда. И спустя несколько месяцев он вдруг начал шутить."
Как выглядит театр в условиях нынешней действительности? О чём стоит рассказывать зрителю и как? Сегодня режиссёры не могут не реагировать на то, что происходит в мире, в стране. И говорят они на театральном языке, который понятен многим.
Семён Спивак, Народный артист России, Художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке:
"У нас был замечательный спектакль, который мы перестали играть 1,5 месяца тому назад. Это пьеса Булгакова «Дни Турбиных», но основная мысль, которую я вкладывал, я думаю и Булгаков тоже, когда вокруг ужас, война и разруха, человек должен думать о простых вещах: о любви, о дружбе, о детях. В такие моменты как бы настаёт время «Дней Турбиных»."
В работе театральной секции, также как и всех остальных, примут участие послы доброй воли, представители мирового экспертного сообщества в вопросах образования, науки, культуры. Форум, который пройдёт в Петербурге с 14-го по 16-е декабря, приурочен к 70-летию ЮНЕСКО.
Юлия Миханова, Александр Дружинин, Татьяна Осипова, Валентина Говорушкина, Владимир Пивнев, Первый канал - Петербург..