Необычные световые решения в оформлении парков и зданий представили петербургской публике в рамках фестиваля «LumiFest». Северная столица России принимает активное участие в событиях Международного года света и световых технологий. И вот – одно из практичных, но и при этом интересных изобретений – такой вот яркий зонт.
Театр «Балтийский дом» - в клеточку, люди – в полосочку. Настоящее свето-представление развернулось внутри и вокруг Александровского парка. Атмосфера фестиваля чем-то напоминала новогоднюю ночь. Яркими стали фасады зданий и деревья. И публика не могла пройти мимо таких экспонатов и не сфотографироваться.
Александра Бондарь, студентка СПб НИУ ИТМО:
"Это - не обычные лампы накаливания, это - лампы, в которых встроены светодиоды. За счёт этого их можно повесить на улице. Они не греются и не слепят глаза. Идея изначально была в том, что мы придумали дерево с лампочками, хотели совместить несочетаемое: природу и электричество".
Такое вот наглядное воплощение поговорки: «висит груша нельзя скушать». В гирлянде из 30-ти светильников – каждая лампочка сделана вручную. Сначала из неё вынули патрон, затем установили светодиод, залили герметиком, обмотали изолентой. Над проектом трудились студенты Высшей школы светового дизайна исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. Этот ВУЗ стал куратором Года света в России, и фестиваль сделан, как завершающий его этап.
Анна Веклич, помощник ректора СПб НИУ ИТМО по связям с общественностью:
"Сегодня мы просто видим результат работы студентов Высшей школы светового дизайна, цель которого создать некое такое сообщество, световую культуру в Санкт-Петербурге. Мы не говорим о том, что это одно из самых важных направлений, но мы говорим о том, что это очень модно сейчас и популярно. И мы хотели бы, чтобы это направление и мы, как университет, который готовим таких специалистов, стало популярно и в других ВУЗах, стало интересно жителям нашего города, детям".
Монтировали световые инсталляции прямо в парке. А вот идеи того, как это будет работать – рождались в университетских лабораториях. Сначала эскизы создавались на бумаге, а уже потом переносились в компьютерную программу. По такому принципу делали не только 3D анимацию, но фон – то, на чём она будет транслироваться.
Валерия Миколюк, сотрудник СПб НИУ ИТМО:
"По нужным параметрам изготавливаются уже отдельные декорации, и все размеры подгоняются уже под нужные картинки. И естественно, можно сказать лёгким нажатием руки, запускается программа, и вся мэджик-инсталляция проецируется там. А почему именно эта инсталляция, почему именно назвали «Алиса в стране чудес»? Просто наверно хотелось бы добавить немного магии в этот осенний холодный день".
В рамках фестиваля прошла международная научно-практическая конференция. На ней российские и зарубежные специалисты обсудили разные вопросы не только светового дизайна, но и современных технологий.
Софи Каклен, специалист в сфере световых технологий:
" Сегодня благодаря светодиодам появились иные возможности: можно давать больше или меньше света, менять цвета и создавать совершенно разную атмосферу. То есть, проектировать сразу несколько световых инсталляций при использовании лишь одного вида оборудования. Тогда как раньше приходилось работать со множеством плафонов и осветительных приборов, чтобы менять подсветку".
Световой дизайн – сфера, в которой предлагаются интересные решения в оформлении фасадов зданий, скверов, автомагистралей, интерьеров внутри дома. Роже Нарбони – всемирно известный дизайнер-урбанист, создавал подсветку: для собора Нотр-Дам де Пари, вантового моста в Греции, Большого канала в Гуанчжоу. Сегодня, работая над множеством проектов, он видит, как меняется ситуация в мире света.
Роже Нарбони, дизайнер по свету :
"Долгое время специалисты городского освещения были ориентированы на иллюминацию для машин. В большинстве стран, во многих городах хорошо освещаются: улицы, дороги, магистрали. Но уже можно говорить о переменах. Большой революцией могла бы стать ориентация на людей, на пешеходов . Это создание приятной и привлекательной атмосферы. Чтобы вам было удобно находиться в каком-то пространстве: на площади или на проспекте, чтобы можно было остановиться, посмотреть вокруг, пообщаться с приятелем или почитать книгу".
Таких световых решений пока нет в Петербурге. Зато студенты университета ИТМО предложили жителям дождливого города экстерьерное ноу-хау: светящуюся арку из зонтов. Работает она по принципу гирлянды, у которой 35 разных режимов.
Дарина Неглядюк, студентка СПб НИУ ИТМО:
"Так как у нас была готовая гирлянда – нам было важно создать композицию из цветов зонтов, и подсветить их так, чтоб они были равномерно подсвечены, горели. Это всё очень легко делается, состоит из отдельных частей и проводков. При соответствующих навыках – паяние, например, это возможно".
Какие технологии светового дизайна будут применяться в Северной столице - покажет время. Пока решили начать с малых форм – местные власти задумались над размещением некоторых экспонатов фестиваля в пространстве города.
Юлия Миханова, Антон Голубев, Линда Черкасова, Владимир Пивнев и Андрей Клемешов. Первый канал - Петербург.