Это штурвал самого модернизированного корабля в мире. Теперь он выглядит именно так. А это капитанский мостик новейшего Российского рыболовецкого траулера.
Современными, моряки стали давно. Были сложности с транспортом. В России Рыбопромысловый флот - очень возрастной. Он устарел и технически, и морально. Суда работают по двадцать, тридцать и даже пятьдесят лет. Это влияет на экономические показатели работы, и на обеспечение должного уровня безопасности мореплавания. Крупнотоннажные рыболовецкие суда не строили: ни в России, ни в Советском союзе. Соответственно, и специалистов умеющих создавать большие траулеры, просто не было. Обходились малыми формами. В основном, для ловли рыбы в промышленных объемах использовались корабли иностранного производства.
Сергей Несветов, Исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума:
"Даже сами строители, на начальном этапе, когда мы только обсуждали о том, как это будет строится, то в основном они говорили нам: "Ну, что вы. Мы же строим военные корабли, мы строим сложные вещи, какой-нибудь там рыбопромысловый траулер мы явно построим". А когда они столкнулись с тем, что это такое, то это головокружение - оно исчезло".
Промышленная ловля рыбы - сложный процесс. Помимо навигационного оснащения и специального оборудования, определяющего, где именно идёт косяк рыб, необходима линия обработки улова и последующего его хранения. На Выборгском судостроительном заводе с задачей справились. Взяв за основу концепцию норвежских специалистов, и адаптировав её под задачи отечественных моряков, построили крупнотоннажный траулер "Норвежское море". Это второй проект, построенный в нашей стране за всю историю. Первое из этой серии судно "Баренцево море" уже покоряет Северные моря. Сейчас строится ещё 100 судов. И создатели признаются, было не просто.
Николай Назаренко, Заместитель генерально директора СЗРК по развитию и модернизации флота:
"Нужно было свести тысячи, десятки тысяч не то, что людей и компаний в единый коллектив, найти правильный алгоритм работы, чтоб все превратилось вот в этого красавца, не побоюсь этого слова. Без ложной скромности, было не просто".
Траулер уникален. Внутри него находится фабрика. В сутки она перерабатывает 210 тонн улова. Треску, палтуса и окуня здесь тут же превращают в аппетитное филе или закатывают в консервы. Продукция производимая в море, готова тут же попадать на прилавки. Линия производства автоматизирована, участие человека сведено к минимуму. Состав экипажа - всего 49 человек, каждый универсален. Матрос, к примеру, может выполнять работы по швартовке судна. Может оказывать медицинскую помощь, а может встать и на линию производства рыбной муки. Команду старались собрать из лучших в своём деле. Можно сказать, элита мореплавания.
Игорь Трушин, Капитан траулера-процессора "Норвежское море":
"Элита - она должна ещё состоятся. Я так думаю, еще несколько месяцев будут пристраиваться: судно к экипажу и экипаж к судну. Вот тогда может быть и будет элита".
На промысел уходят надолго, в среднем - это 3три месяца. Работа тяжёлая: 6 часов на производстве и 6 на отдых. Условия проживания, созданные для команды легко, посоревнуются с 5-ти звездочными отелями. Уютные каюты оборудованы всем необходимым. Спутниковое телевидение, Интернет и личный санузел - лишь малая часть. В плавании моряки регулярно пользуются спортзалом, а расслабиться после тяжелого дня могут в сауне. Вернутся с похода они обязательно загорелыми. Солярий - важная часть быта. Находясь в море, ощущается серьёзный недостаток солнца. Чтоб восполнять необходимые для здоровья потребности в свете и нужен солярий. А самое главное, надо хорошо питаться и то, что рыбаки едят только рыбу, это миф.
Сергей Вавчов, Второй помощник капитана траулера-процессора "Норвежское море":
" У нас есть всё: баранина, говядина, семга, большое колличество и овощей и фруктов, консервации. - То есть то, что моряки едят одну рыбу - это абсолютно неправда? Скорее они едят одно мясо".
Траулер-процессор "Норвежское море" уже отправился в поход, а в Российском Рыбопромысловом флоте начались серьезные изменения. Постепенно старые лодки заменят на суда 21-го века, произведенные в нашей стране, а рыба на прилавках станет ещё свежее и доступнее.
Евгений Борисов, Линда Черкасова, Олег Подъячев, Ангелина Веденская, Первый Канал – Санкт Петербург.