Дворцовый мост распахнул свои крылья – это зрелищное действо на самом деле демонстрирует подготовку к предстоящей навигации. До начала сезона необходимо проверить работоспособность оборудования и оценить техническое состояние главных символов Петербурга.
Эта будет первая навигация после капитального ремонта моста. 98-летнему дедушке – так механики ласково называют Дворцовый – поменяли важные «органы»: мышцы - на гидроцилиндры, сердце - на гидронасосы и мозг - на пульт управления. Нервную систему моста теперь представляют электронные датчики и провода, что позволяет оперативно среагировать в случае аварийной ситуации.
Сергей Матвеев, Старший механик Дворцового моста:
"Шестерёнки выходили из строя в 2002 году, одна шестерёнка от старости там уже выкрошились зубья, вот пришлось в течение суток изготавливать новую, её устанавливать, и вот через сутки караван прошёл, это такие вот экстренные ситуации. Сейчас таких не будет, может, какие-то будут другие, но теперь уже нам датчики покажут, что что-то там произошло, что нужно, куда нужно лезть и что делать."
Механик Сергей Матвеев – человек, посвятивший работе на разводной конструкции не только себя, но и своего сына. Знакомиться с далеко не романтичным трудом внутри романтичных достопримечательностей города Сергей Сергеевич Матвеев начал с раннего детства.
Сергей Матвеев, Механик Тучкова моста:
"Я, можно сказать, вырос на Дворцовом мосту. Это мне достаточно близко и хотелось уже работать непосредственно в этой же сфере."
Сначала техникум, потом кораблестроительный университет – и вот уже 15 лет Сергей трудится механиком, правда, не на Дворцовом, а на Тучковом мосту. По его словам, трубопроводы здесь неприхотливы в работе и могут прослужить ещё лет 50, но в целом же оборудование устаревает и морально, и физически. Поэтому через 2 навигации мост планируют закрыть на капитальный ремонт.
Сергей Матвеев, Механик Тучкова моста:
"Начинается небольшое разрушение противовесов, потом просадка постоянных частей, пролётов – это и было причиной, по которой мост должен пойти на реконструкцию. Ну и конечно же, замена оборудования: самого разводного механизма, модернизация какая-то, дополнительная установка тех основных механизмов, которых у нас пока что нет.
Параметры массы имеют важное значение, и если они меняются, например, из-за того, что асфальтовое покрытие стало тоньше, конструкцию приходится догружать, иначе может произойти непроизвольное разведение. Несмотря на внушающие габариты, состояние переправ зависит от внешних факторов. Как и Тучков, Литейный мост не герметичен, а это значит, что вся влага сверху попадает внутрь и собирается вот тут – в котловане. Поэтому его приходится чистить, откачивать воду. Последствия зимы для моста особенно негативны.
Александр Захаров, Механик Литейного моста:
"Если раньше уборка снега происходила за счёт отвалов, потом уборки снега техникой, то сейчас сторонники посыпать это реагентами, чтобы это побыстрее растаяло, а это же получается, что коррозия получается. И учитывая ещё трамвайные линии, где блуждающие токи – это всё приводит к тому, что мост очень быстро ржавеет."
Литейный мост был возведён в Петербурге в 19 веке, как вторая постоянная переправа через Неву, и был поворотным. Гидравлическим и разводным он стал после реконструкции в 1967 году. С тех пор никаким особо кардинальным изменениям мост не подвергался. Но выборочный ремонт проходит перед каждой навигацией.
Главный принцип разводки мостов – система противовесов: чтобы поднять одну сторону – другую нужно опустить. И, несмотря на автоматизацию процесса, без человеческого фактора здесь не обойтись.
Игорь Павельев, Механик Литейного моста:
"С чего начинается у нас работа? Мы приходим на мост и делаем полный обход – смотрим: всё ли в порядке, нет ли где протечек масла, нет ли каких-то механических повреждений, проверяем уровень масла в баках."
Тестировать крылья переправ начали с конца марта. Первые крупные суда пройдут по Неве 15 и 16 апреля. Но пока разводка мостов будет производиться нерегулярно, по расписанию.
Юлия Миханова, Максим Беляев, Татьяна Осипова, Андрей Клемешов, Александр Высоких. Первый канал - Санкт-Петербург.