Двести один год исполнилось со дня рождения классика русской литературы Михаила Юрьевича Лермонтова.
«Лермонтовские чтения» проходят уже в десятый раз. В этом году темой обсуждения стал "Синтез искусств в лермонтовском наследии". Участники рассматривали творчество писателя в контексте изобразительного искусства, музыки, театра и кино. А послушать выступающих мог каждый желающий.
Инна Локотникова, Куратор проекта «Лермонтов: наследие»:
"Нельзя сказать, что Лермонтов исчерпан и открывать больше нечего. Это всегда бывает непредсказуемо и неожиданно. И это показал 14-й юбилейный год. И вот сборник, который за моей спиной, как раз здесь очень много есть нового. И то, что мы публикуем, и то, что было открыто в 14-м году. Это среди изобразительного материала, живописного материала."
Настоящим открытием для лермонтоведов стал доклад итальянского филолога Джулии Маркуччи. В одном из музеев Италии она случайно обнаружила фотографии к фильму «Демон», который еще в начале двадцатого века здесь в России экранизировал итальянский режиссер. Сам фильм, к сожалению, не сохранился. Но вот интерес итальянцев к Лермонтову в целом только растет.
Джулия Маркуччи, Кандидат филологических наук (Италия):
"Все произведения Лермонтова есть в переводе, даже существуют разные варианты. Это известный у нас писатель в Италии. А простые итальянцы знают Лермонтова? Это сложный вопрос. Простые итальянцы читают Достоевского, Толстова. Может быть и «Героя нашего времени". "
Программа «Лермонтовских дней в Петербурге» традиционно составлена из познавательных и интересных городских событий. В числе которых – экскурсии по лермонтовским местам. Школьники водили горожан по Моховой и Гагаринской, читали стихи, говорили о малоизвестных фактах.
Ольга Селимова, Куратор программ проекта «Лермонтов: наследие»:
"Когда дети, школьники читают стихи Лермонтова на улице, на адресах, и любой желающий может прийти, послушать. Я считаю, что должна существовать преемственность поколений. Мы должны передавать наши знания молодому подрастающему поколению."
Экскурсии школьников – волонтерский проект городской библиотеки имени Лермонтова. Она традиционно является организатором "Лермонтовских дней". Кстати, здесь открылись сразу две выставки: подлинные костюмы Александринского театра из спектакля «Лермонтов» и иллюстрации Рейпольского к поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Кстати, это произведение Лермонтова до сих пор вдохновляет творческих людей на создании новых шедевров.
Эта оратория так и называется «Песня о купце Калашникове». Ее мировая премьера состоялась в прошлом году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения Лермонтова. Петербургский композитор Виктор Плешак претворил в этой работе мечту юности. Воплотить лермонтовскую поэзию в музыке он хотел еще когда учился в консерватории. Но реализовать смог лишь спустя полвека. И главным эмоциональным толчком в исполнении замысла, признался композитор, была подсказка самого Михаила Юрьевича, назвавшего свою поэму "песней".
Виктор Плешак, Заслуженный деятель искусств России:
"Мне когда-то сказали, еще в начале творческого пути, что во мне есть русская интонация, генетически, и я ее использовал время от времени. Но так, чтобы она воплотилась в большом произведении, как-то не удавалось. И вдруг такая радость. Оратория идет час пятнадцать. И час пятнадцать музыки с русской интонацией. И причем, в разных жанрах."
Лермонтов тоже не творил свои произведения только лишь в одном жанре. Даже его рисунки в этой «Юнкерской тетради» выполнены в разных техниках. Этот артефакт хранится в Пушкинском доме. Именно здесь наследие Лермонтова обрело свое пристанище. При жизни изданные книги, картины, личные вещи поэта. Научных сотрудников не может не удручать тот факт, что дом Лермонтова на Садовой улице разрушается.
Елена Монахова, Научный сотрудник, хранитель фонда оригинального рисунка и документов литературного музея «Пушкинский дом»:
"Конечно, видеть дом этот несчастный с мемориальной доской, где он написал стихотворение «На смерть поэту», где он прожил какое-то время, где бывали его друзья, и видеть его в таком ужасном состоянии – очень больно. Тем более, в прошлом году было 200-летие Лермонтова, и ничего не было сделано для того, чтобы придать ему достойный вид. И думается, музей Лермонтова и мог быть в этом здании и совершенно не обязательно для этого разорять еще какую-то экспозицию."
Игорь Цыжонов. Максим Беляев. Татьяна Осипова. Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал - Петербург.