Петербург – город музеев и город мостов, вот только о Музее мостов в Северной столице мало кто слышал. Между тем такой музей существует уже не одно десятилетие, вот только попасть в него до последнего времени было чрезвычайно сложно.
Мосты Северной столицы - это не только романтика и красота Петербурга, но еще и его инженерная гордость. В 19-м веке именно на берегах Невы воплощались все новинки технической мысли, которые появлялись в мире. Но важно и то, что перед строительством каждого нового моста строилась его точная миниатюрная копия, с соблюдением всех пропорций и даже материалов. Выполняли такую работу ювелиры, а стоимость ее измерялась тысячами рублей серебром. Коллекция, которая формировалась более 200 лет, в конце 80-х годов прошлого века расположилась на территории одного из мостостроительных предприятий в Красном селе и стала фактически ведомственной. Спустя 30 лет, уже в 21 веке, встал вопрос о ее сохранении.
Иван Корнеев – Представитель Союза музеев России:
"Владелец здания, в котором находился музей мостов, обанкротился, и коллекцию надо было куда-то вывозить. Если бы не такое решение администрации города, то скорее всего все это попало бы в фонды музея, а музей железнодорожного транспорта у нас маленький. То есть это было бы просто где-то складировано, а так это доступно для всех..."
За сохранение уникальной коллекции мостов бились всем миром, и летом этого года город выделил помещение в Мучном переулке, где фактически появился новый музей – Музей мостов. Впрочем, до момента открытия новой экспозиции все экспонаты надо было вывезти из Красного селаЮ а это оказалось не так просто. Вес некоторых моделей составляет сотни килограммов, к тому же многие экспонаты попросту не проходили в двери. Вывоз каждого музейного объекта планировался как отдельная операция.
Станислав Прокуроров – Генеральный директор компании по организации музейных перевозок:
"Нам в своей работе приходится сталкиваться с вещами, которые остались в единственном числе. В этой работе не может быть просчетов, ошибок или еще чего-то."
С 26 сентября новый музей в Мучном переулке открывает двери для своих посетителей. Если вы думаете, что мосты - это банально и очень скучно, то глубоко ошибаетесь. Петербург насчитывает несколько сотен мостов и многие из них перестраивались не единожды. Что такое мост-акведук, и почему рухнул первый Египетский мост, как изначально выглядел Пантелеймоновский мост, и почему не был построен мост по проекту Кулибина – все это можно узнать в новом музее.
Владимир Мителенко – Директор Центрального музея железнодорожного транспорта РФ:
"Та красота, которую мы сегодня открываем в новом музее,сохранена для потомков и нынешних экскурсантов; и каждый может полюбоваться этими интереснейшими моделями и услышать историю нашей страны, нашей инженерной мысли."
Не стоит думать, что Музей мостов – это учреждение исключительно для технических специалистов. Для маленьких посетителей здесь также найдется много интересного и занимательного.
Полина Чекалина – Научный сотрудник Центрального музея железнодорожного транспорта РФ:
"В новом музее помимо программ мы будем проводить мастер-классы. Мы очень любим строить мосты из такого, казалось бы, просто материала как макароны, получается интересные и достаточно прочные модели..."
Еще одной причиной, по которой любому петербуржцу стоит заглянуть в новый музей, является тот факт, что все мосты Петербурга, особенно самые большие через Неву, с каждым ремонтом преображаются и становятся более современными. Со стороны изменения могут быть и не заметны, но те, кто постоянно заботится о здоровье мостов, знают в них каждую заклепку.
Станислав Пусташинский – Начальник бригады Дворцового моста СПб ГБУ "Мостотрест":
"Где цельнолитая заклепка – ее легко определить, она круглая с двух сторон – это все с 1916 года, с момента введения моста в эксплуатацию. В вот где используется болт или стилизованная заклепка – она тоже круглая, но с другой стороны у нее резьба – это новодел или места крепления чего-то такого нового."
Впрочем, среди мостов есть и те, что с годами только молодеют.
Владимир Головашов – И.о. начальника пресс-службы СПб ГБУ "Мостотрест":
"Благовещенский мост в следующем году отмечает свое 170-летие. Это первый разводной постоянный мост у нас на Неве. В отличие от других мостов, этот мост при каждой перестройке возвращался к своему внешнему виду, таким, каким он был еще в середине 19 века."
Тимур Мамонов, Александр Дружинин, Татьяна Осипова и Ангелина Введенская. Первый канал, Петербург.