Корабль петровских времен размером с пятиэтажный дом активно продолжают строить в Петербурге. Напомним, пятидесяти четырехпушечный линейный корабль «Полтава» 4-го ранга реконструкторы воссоздают по точным чертежам и подобию флагмана Российского флота Петра I. И сейчас он уже приобрел завершенную форму судна.
Работа по строительству «Полтавы» ведется ежедневно, в будние дни - в две смены. Реконструкторы стремятся к точности воссоздания корабля, но сложность заключается в том, что нет его исторических описаний, трудно определить, какие именно детали использовались на «Полтаве».
Михаил Плеханов, главный строитель:
«Точно сказать каким было историческое судно невозможно. Главный документ, которым мы пользуемся – это построечная ведомость на аналогичный корабль, но не конкретно на этот. Мы используем каноны судостроения, которыми пользовались в те времена и по ним воссоздаем облик заново. Но есть современные требования безопасности, которые нужно обязательно учитывать. И мы постоянно в тисках между выполнением норм по безопасности современными и повторения исторического облика».
Линейный трехмачтовый корабль «Полтава» был разработан в 1709 году императором Петром I и мастером судостроения Федосеем Скляевым. Это был первый парусник линейного типа, который стал на вооружение Балтийского флота. Кроме того «Полтава» стала первым кораблём, который заложили и построили на верфях Петербурга всего за три года. Нынешним судостроителям поставлена задача – уложиться в эти же рекордные сроки. Но, по правде говоря, они едва успевают, несмотря на то, что у реконструкторов на вооружении 3D-проекты, детальные чертежи и современное оборудование.
Михаил Плеханов, главный строитель корабля "Полтава":
«Первое объяснение этому точность, с которой мы пытаемся построить этот корабль. В старые времена многое делалось на глаз, по месту, и количество людского ресурса было принципиально другое. Вот такое объяснение».
В качестве основного строительного материала используется дубовый массив, привезенный с Кавказа, из Брянска, Орла, Воронежа. Собственно оттуда, где нашли подходящие для судостроения деревья.
Аркадий Шамаев, старший мастер столярного цеха:
«Критерии отбора… У нас есть согласно чертежам габариты наших деталей, заданная криволинейность. Мы ищем и редко находим именно дерево, согнувшееся под деталь, так как нам надо, чтобы нам не пришлось вспарывать волокна. Разрезая связи и теряя крепость, чтобы мы могли положить наши лекала на нечто похожее, что нам дает мать природа».
Вот такими шести- , двенадцати- и восемнадцатифунтовыми пушками будет вооружена современная «Полтава». Размер измеряется не по калибру, а по весу ядра. Пока на заводах Петербурга отлили семь пробных орудий, кстати, по чертежам петровского регламента тысяча семьсот пятнадцатого года. Технологию литья, правда, немного изменили. Эти пушки не являются огнестрельными орудиями.
Лев Лев, экскурсовод верфи «Полтава»:
«Вот эти орудия более легкие. Они стреляли по мачтам, такелажу, веревкам. Стреляли страшными снарядами. Это два ядра соединенные цепью, раскручивались в воздухе, били такелаж, рвали паруса. А более мощные стреляли уже по корпусу, чтобы пробить борт корабля».
Лилия Захарова, парусный мастер:
«Парусные мастера настолько суровы, что шьют ведра, особенно на "Полтаве". Это ведро такелажника, с карманчиками для инструментов».
Помимо ведер мастера уже приступили к шитью самих парусов. Всего их будет десять. Полностью готовы пока два: грот-брамсель и блинд.
Лев Лев, экскурсовод верфи «Полтава»:
«Сама ткань - она по виду максимально приближена к натуральной, но она искусственная. Специально ее закупили для парусов. Потому что если делать из натуральной ткани, как бы ее не пропитывали, она через два - три года сгниет просто. Дальше уже идет та обработка, которая уже никакая машинка не возьмет. Потому что нужно этот парус делать по тем старым петровским технологиям».
По планам через полтора года «Полтава» должна стать современным музейным, научным и культурным центром и отправиться в открытое плавание.
Игорь Цыжонов, Максим Беляев, Татьяна Осипова, Александр Высоких и Андрей Клемешов. Первый канал - Санкт-Петербург.