Собрать из войлока дракона, найти ключик от заветной дверцы и составить свой уникальный план Петергофа – в парке «Александрия» открылось новое музейное пространство для детей, где юные посетители могут не только играть, рисовать и лепить, но и, например, записаться в школу музейных профессий.
В XIX веке на этом месте в парке «Александрия» действительно была ферма. Говорят, что для своей супруги император Николай I заказывал йоркширских коров. В память об этом во дворе нового музейного пространства сегодня установлена фанерная копия заморской буренки. Царская семья проводила здесь каждое лето. Дети росли, играли и учились. Поэтому как концептуально, так и визуально, современный центр решили создать с учётом истории. Для дизайнеров — настоящий вызов, ведь работать пришлось с очередным архитектурным творением Штакеншнейдера.
Лариса Никифорова, начальник службы сохранения и изучения памятников культурного наследия ГМЗ « Петергоф»:
"Здание сохранилось, сохранились его фасады и общая планировка. Полностью исчезла отделка, естественно. Здание пережило войну, как и многие другие Петергофские здания, да собственно фермы здесь нет уже с 30 годов. Приспособить под музейный центр было действительно не просто, потому что планировка фермы довольно своеобразная. У нас есть огромный зал, бывший коровник, сегодня это будет помещение для игр. В бывшем леднике разместилась интерактивная экспозиция эксплориум, на бывшей кухне - гостиная. Мы старались, мы попытались сделать пространство, которое будет интересно и взрослым и детям".
Там, где когда-то играли царские дети, сегодня петербургские школьники пытаются разгадать тайны Вселенной. Знакомство с «Новой Фермой» для них обернулось настоящей головоломкой - в день открытия организаторы приготовили для ребят игру «квест».
Благодаря интерактивной форме экскурсий, детям легче и интересней узнавать новые исторические факты. Одна из целей, которые поставили перед собой организаторы центра, в игровой форме познакомить ребят с музейными профессиями. Например, чтобы открыть этот шкаф, нужно надеть перчатки хранителя.
Анна Сиро, руководитель детского центра «Новая Ферма»:
"Кто, как ни музейщики могут лучше рассказать о своем музее и своей деятельности, и мы понимали, что наши уникальные специалисты не могут проводить детям постоянные занятия. Поэтому созданы специальные программы - компьютерные и видеоролики, где мы видим труд: садового мастера, фонтанщика, хранителя. А потом мы с детьми просто пытаемся какие-то навыки, такие же способности приобрести в наших интерактивных экспозициях".
Даже на обзорной экскурсии ребята, по-настоящему, прониклись музейным духом. Да, так, что некоторые юные посетители прямо с порога решили уже осваивать азы новых профессий.
Кирилл Жельцов, посетитель детского центра «Новая Ферма»:
"Ну, я вообще хотел быть пожарным, полицейским или космонавтом. Только когда мне рассказали, что если я хочу быть космонавтом, для этого нужно годы целые учиться, я решил, что буду в музее работать. Я бы хотел работать экскурсоводом, потому что там можно показывать людям всякие памятники и еще это полезно, чтобы люди ума набирались".
Каждая комната музейного центра - это отдельное экспозиционное пространство. Например, в гостиной воссоздали быт 19 века. Так что маленькие посетители без труда могут перенестись в атмосферу старинного русского особняка. В Fлександрийском гербарии ребятам показывают, как изучали флору во времена российской империи, а в Петергофском бестиарии рассказывают о том, какие волшебные существа живут в здешних фонтанах. Руководство Петергофа попыталось реализовать здесь педагогические принципы, как прошлого, так и будущего.
Елена Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:
"Мы сегодня открываем дверь в 22 век, потому что мы придумали и сделали вот этот центр, для того чтобы здесь воспитывался человек будущего. Но, в какой-то степени, этот центр ориентируется и на прошлое, потому что у меня в голове была схема Ленинградских домов пионеров, куда мы ходили как в свой второй дом. И нам очень хотелось, чтобы Петергофские, да и петербургские дети , приезжали сюда и здесь им было комфортно, хотелось бы, чтобы они приезжали сюда с родителями. Здесь задумана большая программа для семейного отдыха".
В подготовке и реализации этого проекта принимали участие почти 500 человек, в том числе много бизнес-партнеров музея-заповедника «Петергоф». Никто не отказал в помощи. По мнению директора Елены Кальницкой, это объясняется тем, что люди понимают необходимость работы с детьми. Юности обязательно нужно дать возможность находиться в поле исторической памяти, прежде всего, для того, чтобы эта память жила.
Ирина Товкалева, Антон Голубев, Линда Черкасова, Андрей Клемешов, Владимир Пивнев. Первый канал - Петербург.