Как исторически сочетались ритмы джаза с ритмом города на Неве? Публика всегда с восторгом принимала это музыкальное направление, а вот отношение властей было негативное, судя по выражению «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Ситуация стала постепенно меняться к лучшему после Великой отечественной войны. А в конце 80-ых у джаза появился свой дом. С момента основания Джазовой филармонии здесь постоянно выступает знаменитый «Ленинградский диксиленд». Его руководитель Олег Кувайцев "заразил"
Мог ли ещё в детстве Олег Кувайцев представить себе, что когда-то он будет стоять на петербургской сцене и исполнять джазовую партию на саксофоне? Ему, уроженцу маленького городка Ишимбая республики Башкортостан, Северная столица представлялась иностранным государством, да и свой баян он не сразу смог заменить на духовой инструмент. Кларнет и саксофон Олег осваивал самостоятельно, также как в последствии и джаз, который был для Советского союза новым веянием, и никто не понимал, как нужно исполнять эту музыку.
Олег Кувайцев, музыкант: "Записывали на магнитофон, появились когда магнитофоны. Слушали и как-то воспроизводили, как папуасы, конечно, что говорить там, как попугаи. Как они там, что? Думали, что вот они там как играют, нужно чтобы пианист обязательно – руки в крови были, чтобы джаз там такой был. На самом деле всё совсем по-другому должно быть – непринуждённо, спокойно, свободно" .
Через глушилки радио «Голос Америки», через патрули конной милиции в нашу страну проникала «музыка темнокожих». А вот живьём её играли джазовые ансамбли, состоящие из белых исполнителей – или «диксиленды». И первым таким диксилендом стал ленинградский. Он был и первым коллективом, который выступил в штатах. В 87-ом году русский ансамбль произвел фурор в городе Сакраменто – столице Калифорнии.
Олег Кувайцев, музыкант: "И за нами ходили музыканты, чтобы с нами поиграть, публика с нами ездила по всем 40 городам первые, когда мы были в Америке впервые – у нас было 40 городов, включая и Джонни Карстен шоу и телевизионные шоу и передачи, то есть нас узнавали на улицах. То есть это было вообще интересно конечно".
Это ансамбль отличается особым стилем, джазовыми аранжировками советских композиторов: Дунаевского, Лепина, Соловьёва-Седого, а ещё сохраняет традиции именно ленинградского, петербургского джаза. Музыканты не переходят из бэнда в бэнд. Олег, к примеру, остаётся верен своему коллективу уже на протяжении 35 лет. И, кстати, он здесь не единственный Кувайцев. На кларнете играет его сын Фёдор, который получил классическое музыкальное образование, но выбор сделал в пользу джаза.
Фёдор Кувайцев, музыкант: "Невозможно как в классической музыке – у тебя есть ноты, у тебя есть педагог, и ты по этим нотам с педагогом там проходишь. Поставь любое джазовое соло вот чтобы человек сыграл – он это не сыграет так как надо. Тут именно как попугай. Сначала копируешь, сначала у тебя это должно лечь – понятие о свинге, понятие о фрезировке, понятие о том, что вообще такое джаз. И только путём повторений, путём копирования фраз и вот этих вот каких-то свинговых алгоритмов можно чего-то достичь. И поэтому я слушал, как папа снимает, слушал, как папа повторяет, как папа играет, и видимо всё это конечно легло".
Константин – средний сын Олега – тоже музыкант. У него целых три проекта: кавер-группа, инди-рок коллектив и собственный джаз-бэнд.
Константин Кувайцев, музыкант: "На стенке висел постер, разложенные страницы вот так вот из одного журнала. На синем фоне Бадди Рич, вот в разных таких вот, с гримасами такими вот все дела на барабанной установке. Я был просто заворожён. Там столько энергии вот шло с этих вот фотографий, что я брал кастрюли, переворачивал, брал тарелки вот тоже переворачивал, брал кисточки и чё-то там пытался творить. Папа приглашал людей, когда к нему приходили и говорил: «Посмотри, что творит».
Маргарита Кувайцева: "В одной комнате действительно папа занимался на саксофоне, в другой комнате Костя на барабанной установке соответственно дубасил просто вовсю, и я вот на это всё посмотрела и поняла – что-то не то, мне надо тоже присоединиться к этой банде и я начала играть на фортепьяно".
Все дети Олега Кувайцева ходили в музыкальную школу № 11. Обучались игре на разных инструментах, а вот педагог по сольфеджио у них был один. Точнее одна – Алла Перцовская, заслуженный работник культуры, которая вместе с композитором Жанной Металлиди разработала уникальную методику преподавания и серию учебников, где главной стала творческая составляющая.
Алла Перцовская, заслуженный работник культуры РФ: "Эти ребята – вот Кувайцевы да, они попали в первую серию «Мы играем, сочиняем и поём». Но уже это была другая методика и другие взаимоотношения и другие задания. Поэтому даже Костя, который вообще не хотел учиться, ну ему как-то не хотелось себя утруждать, он всё равно стал профессиональным музыкантом".
Из троих детей Олега Кувайцева, только Маргарита выбрала не музыкальное образование, а пошла на факультет иностранных языков. Но уйти далеко от джаза у неё не получилось, ведь как сама признаётся – джаз у неё в крови. Девушка решила стать певицей и уже делает свои первые вокальные шаги под аккомпанемент папы и братьев.
Юлия Миханова, Максим Беляев, Екатерина Горбачёва, Владимир Пивнев и Андрей Клемешов. Первый канал. Санкт-Петербург.