Михаил Зощенко жил и работал в советское время, и писал он преимущественно о быте и нравах советского человека. Однако, в 21 веке, в современных жизненных реалиях мы, вдруг понимаем, что Зощенко, это по-прежнему о нас.
После смерти Михаила Зощенко советская власть запретила хоронить его в Петербурге. Один из самых народных советских писателей покоится в Сестрорецке. Именно здесь в начале 90-х появилась библиотека имени Зощенко. В ней любой желающий может не только взять книги знаменитого писателя, но и познакомится с его непростой судьбой.
Лидия Шастина, зав. сектором культурно-досуговой работы Центральной библиотеки им. М.М.Зощенко: "Михаил Михалыч популярен, читаем, известен и до сих пор нужен, потому что многие темы, которые он открывал тогда, до сих пор актуальные. Я скажу больше, вот эту тенденцию возрождения Зощенко, продолжения его популярности мы отслеживаем и по мероприятиям, которые проводим".
Зощенковские чтения – являются одним из таких мероприятий. Начинавшиеся скромно, в стенах библиотеки, сегодня чтения – это общегородской праздник, который проходит в начале августа. Знаменитые актеры и литераторы декламируют Зощенко под открытым небом, а послушать это собирается несколько сотен зрителей. Михаил Михайлович написал всего несколько пьес, однако театры постоянно обращаются к его прозе. Спектакль «Мама, папа, сестренка и я», который вот уже 7 лет идет в Петербурге, основан на детских рассказах писателя, но смотреть его приходят всей семьей.
Владимир Абрамов, режиссер и автор сценария спектакля «Мама, папа, сестренка и я» по мотивам детских рассказов М.М.Зощенко: "Проза Зощенко – это поэтика не только диалога, но и всего, что между ними, неповторимый язык, разумеется его хотелось сохранить. Нужно было сделать из рассказов Зощенко, пьесу, якобы написанную Зощенко. Сам материал, сам автор провоцирует на это, потому что у него очень действенный материал, очень действенная проза".
В Петербурге есть музей Михаила Зощенко. Это один из самых маленьких музеев нашего города. Здесь на площади всего 60 квадратных метров, размещается мемориальный кабинет писателя, а также выставка, рассказывающая о целой эпохе «Зощенко и его современников».
Наталия Арефьева, директор Государственного литературного музея «XX век»: "Прошедший все этапы, которые проходила страна, проходил народ, проходила культура и литература, поэтому на его примере очень наглядно рассказывать о времени".
Государственный литературный музей «ХХ век» - именно так называется мемориальная квартира Зощенко. Он не относится к главным музеям Петербурга, однако, количество посетителей постоянно растет. В этом году здесь отмечают юбилей - 25 лет. Специально к этой дате весной был объявлен конкурс декламации. Всем любителям творчества Зощенко предлагалось записать на видео свое исполнение любимого произведения.
Ольга Афонина, сотрудник музея: "Наши участники - это все непрофессиональные актеры, чтецы и так далее
Это монодекламация. Это чтение по ролям, когда коллектив чтецов разыгрывают и представляют зрителю свое прочтение Зощенко и это семейное чтение".
На конкурс поступило более 200 заявок от Италии до Дальнего Востока, учителя и библиотекари, школьники и студенты, домохозяйки и моряки – Зощенко по-прежнему читаем. Сегодня в его произведениях по-другому расставляют акценты, иногда переворачивают идею с ног на голову, но, каждый находит в этой прозе свой собственный смысл.
Вера Зощенко, правнучка Михаила Зощенко: "Психиатр из Москвы специально приехал в Петербург, не для того, чтобы выиграть конкурс, а чтобы прочитать нам кусочек из «Перед восходом солнца», которое он использует в своей практике, в качестве библиотерапии".
В чем секрет Михаила Зощенко? Писатель с непростой судьбой, который испытал на себе всю тяжесть советской системы, тот, от кого не раз отворачивались и предавали гонениям, без доли упрека, своим легким слогом до сих пор заставляет нас смеяться над самими собой.
Вера Зощенко, правнучка Михаила Зощенко: "Изменить человека можно не обвиняя: ты быдло, не умеющее разговаривать, имеющее только сапоги, а хочешь властвовать миром – вы в ответ получите только оскорбления, поэтому менять человека можно лишь, чтобы он посмеялся над собой, где-то поплакал и сам захотел жить по другому".
Тимур Мамонов, Максим Беляев, Дарья Варновская. Александр Высоких. Первый канал, Петербург.