Увидеть настоящую солому и свежие яблоки на императорском фарфоровом заводе большая редкость, но именно они и стали главными атрибутами авторских произведений художников, выставка которых открылась в юбилей – старейшему фарфоровому производству в России исполнилось 270 лет.
Урожай яблок этой осенью не только в садах - художники фарфорового завода, решили посвятить этому фрукту юбилейную выставку. Взяв единую форму, а именно кайзеровское блюдо, каждый из мастеров выразил свои ассоциации на заданную тему. Получился отличный яблочный джем.
Наталья Овчинникова – Директор фонда «Наследие»:
«Для кого-то это яблоко раздора, для кого-то это Адам и Ева, для кого-то это Вселенная, космос, ну, естественно, яблоко Париса и суть Париса, то есть все эти рефлексии они вдруг выразились в совершенно уникальные произведения. Мне, кажется, что всегда интересно смотреть, когда на одну тему возникают разные интерпретации».
Императорский, а позднее Ленинградский и Петербургский фарфор - издавна служит эталоном красоты и изящества. Это неудивительно! Художниками на заводе всегда работали не ремесленники, а творцы. Многие из них стали родоначальниками новых течений и направлений в искусстве. Даже Казимир Малевич в свое время начинал свой творческий путь в этих стенах. За 270 лет приоритеты самого известного в России фарфорового предприятия не изменились: ценятся, по-прежнему, талант и самобытность. Инна Олевская работает фарфористом уже 45 лет. Ее сервизы, вазы и скульптуры находятся не только в частных коллекциях, но и в собраниях Государственного Эрмитажа. Однако уходить на заслуженный отдых Инна Соломоновна не торопится, а свою работу на заводе считает незаменимым источником вдохновения.
Инна Олевская - Ведущий художник завода:
«Завод - он меня держит, мобилизует, то есть он мне дает энергию. Он мне энергетически нужен. Я тут расцветаю вновь и вновь. Мне очень, очень нравится».
Однако Всемирную известность петербургскому фарфору обеспечила не только художественное качество изделий, но и уникальные технологии, разработанные для производства всех трех видов фарфора: твердого, мягкого и костяного. Причем, в отношении последнего, российским умельцам удалось обойти даже его создателей – англичан. Это достижение – наследие советского времени.
Татьяна Тылевич – Генеральный директор завода:
«Английский костяной фарфор 2 миллиметра. Была поставлена задача, сделать 1миллиметр. Задача партии правительства была выполнена, но этот фарфор очень стал напоминать пластмассу и тогда увеличили толщину костяного фарфора до 1,5миллиметров. Но, теперь мы горды, что у нас, действительно, есть костяной фарфор. Это наша гордость, наша изюминка, и он тоньше английского».
Век информационных технологий также внес свой вклад в хрупкое искусство фарфора. Например, вот этот станок трехмерного моделирования позволяет получить точную копию любого изделия, причем, на порядок быстрее и точнее, чем это можно было бы сделать без помощи компьютера. Такие возможности очень широко используются при восстановлении исторических форм.
Кирилл Пименов – Советник генерального директора завода:
«Если бы мы пригласили художника для изготовления такой модели, то он, наверняка, внес бы свои стилистические особенности в изготовление этой модели. Это мог быть немножко другой нос, взгляд. Чтобы в точности повторить это замечательное произведение, мы применяем лазерное сканирование. Специалисты приезжают в Эрмитаж, аккуратно выставляют эти скульптуры на специальные устройства и с помощью лазера происходит сканирование всех отдельных элементов скульптуры».
Но не только в реставрации преуспевают современные художники. Возможно, новая работа главного художника завода Нелли Петровой - «Дворянское гнездо» - очень скоро окажется в коллекции Эрмитажа, так же, как и часть других ее творений. На сегодняшний день у петербургских фарфористов довольно широкие возможности для самореализации, с гордостью отмечает художник.
СИНХРОН. Нелли Петрова – Главный художник завода:
«В основном, коллектив здесь для того, чтобы создавать новые работы для ассортимента. Но вот в наше время появилась возможность делать авторский фарфор, то есть художник может и в ассортименте поучаствовать и сделать какие-то новые формы: делать панно, расписывать крупные вазы, сервизы, делать заказы».
Императорский фарфоровый завод будет отмечать юбилей целый год. На этот период запланировано множество мероприятий и выставок, на которых можно будет увидеть как классические произведения фарфорового искусства, так и работы современных авторов.