"Бал истории" на Дворцовой площади. На один вечер фасад главного штаба стал масштабным экраном для трехмерного видео спектакля. Световое шоу стало, пожалуй, самым ярким событием в череде празднования 250-летия Эрмитажа. И его богатую историю создатели рассказали в 12-минутном фильме.
Государственный Эрмитаж по случаю своего юбилея решил пригласить зрителей в путешествие по эпохам от царствования Екатерины Великой до наших дней. Исторические события и знаменитые персонажи прошлого предстали в формате 3D. На фасаде здания Главного штаба появлялись изображения самых знаменитых шедевров из сокровищницы музея. Свыше шестисот тысяч человек, посмотревших этот видео спектакль, не испугал ветер и мокрый снег. Погода не помешала и организаторам.
Екатерина Галанова, режиссер-постановщик проекта:
"Погода неплохая. Нет дождя – это уже радует. Для нас главное, чтобы было максимально темное небо, чтобы проекция была яркой. А снег мы уберем, ничего страшного."
Мастера иллюзий и спецэффектов из Франции создали сверкающую галактику на всем фасаде Главного штаба. И качество картинки зависело не только от восемнадцати видеопроекторов, установленных на площади. Создатели рассказывают, что им пришлось отдельно снимать музейные шедевры, людей, танцующих вальс, дабы передать атмосферу бала, и даже реконструировать взятие Зимнего большевиками.
Жозе Кристиани, креативный директор компании видеопроизводителя:
"Ничего нового для это видео спектакля мы не сочиняли, честно говоря, велосипед заново не изобретали. Но мы используем самые последние технологии в мире, которые уже проверены и апробированы в создании 3 D и 2 D. У нас много своих секретов, которые известны только профессионалам. Нам просто пришлось придумать, как интересно поведать историю Эрмитажа."
Перед автором музыкального оформления трехмерного видео спектакля Антоном Таноновым тоже стояла непростая задача. С одной стороны, музыкальный ряд должен задать темп и ритм, с другой – передать эмоцию каждой эпохи. Как признался композитор, музыка стала некой машиной времени, которая переносила зрителя из одного периода времени в другой.
Антон Танонов, музыкальный режиссер проекта:
"Каждому шедевру классической музыки сопутствует, извините за терминологию, семантический ряд. Мы уже настолько привыкли, что у нас музыка всегда выступает в связке с каким-то изображением, я не беру поклонников филармонических концертов, так как у нас время визуальных искусств, то уже определенная музыка вызывает определенную эмоцию. И поэтому, когда демонстрируется Мадонна, уже напрашивается звучание "Аве Мария" Шуберта."
На этих полотнах западноевропейских художников строится основная часть фильма и неслучайно. С приобретения Екатериной Второй коллекции западной живописи и начинается официальная история Эрмитажа. Неофициальную искусствоведы связывают с Петром Первым. Он, по их мнению, привез в Россию первую картину Рембрандта и начал прививать любовь к прекрасному.
Лариса Аэрова, искусствовед, сотрудник пресс-службы Государственного Эрмитажа:
"Да, Екатерина приобретает большую коллекцию Гацковского, там свыше двухсот полотен. Она продолжит целеустремленно собирать большие коллекции, уже задавшись целью собрать музей. Но вот дал нам почувствовать красоту этих вещей, значимость и то, что наша жизнь бедна, когда мы это не видим, именно Петр."
Эрмитаж сегодня – по-прежнему блестящий образец классического музейного пространства, но в то же время здесь с каждым годом осваивают новые современные технологии и новые пространства. Увидеть шедевры из его коллекции можно и в виртуальном мире. Более того, презентованный пару лет назад проект «Большого Эрмитажа» уже почти реализован. Главный штаб стал неким центром современного искусства, вскоре Эрмитаж откроет и здание Биржи.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа:
"Нам очень важно, и это важная особенность сегодняшнего Эрмитажа, при всем его размахе и популярности делать так, чтобы музеи вообще не превратились в учреждения массовой культуры. Есть такая опасность, что они могут превратиться. Хотя помогают такие выставки как "Ван Гог" и "От Моне до Пикассо", которые хорошо показывают, что такое массовая культура и чем музей отличается от картинки на экране".
Между тем, Эрмитаж не стал свой юбилей отмечать концертом, а подарил петербуржцам возможность увидеть его историю за два с половиной века с помощью новейших 3D технологий. Кстати, эпиграфом вечера стали слова Бориса Пиотровского: «Если мы не спасём красоту, то как же она спасёт мир?»
Лариса Аэрова, искусствовед, сотрудник пресс-службы Государственного Эрмитажа:
"Я подчас даже завидую тем маленьким посетителям, которые иногда даже сидят на полу, им трудно стоять, но они уже приобщаются. И чтобы это прошло бесследно, это невозможно. У них, наверное, на всю жизнь останется потребность видеть прекрасное, приходить в музей. И он ждет этих посетителей, чтобы они приходили сюда сознательно."
Игорь Цыжонов, Антон Голубев, Владимир Пивнев и Валентина Говорушкина. Первый канал - Санкт-Петербург