2016-й объявлен годом кино в России. Как готовят сегодня специалистов этой области в старейшем киновузе страны?
Свет! Камера! Мотор! В этом учебном павильоне все как на настоящей съемочной площадке. И даже техника не уступает по своим параметрам. Будущий оператор Дарья Устенко сейчас снимает здесь свою курсовую работу – черно-белый этюд. Фильм основан на фантастической истории, которую девушка нашла на просторах интернета. Признается, она понравилась простотой, которую показать в кадре не так-то легко.
Дарья Устенко – Студентка СПбГИКиТ:
"Так как это операторский этюд, здесь нет как таковой режиссуры. Здесь в основном идет акцент на свет, на композицию, на движение камеры, поэтому это просто такой маленький ужастик, небольшой анекдот."
Приобщать студентов к ремеслу «с пеленок» - основной принцип Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Сегодня это единственный вуз в Европе, где готовят весь спектр специальностей для этих отраслей. Причем, такое обучение существенно повышает уровень квалификации как творческих, так и технических кадров.
Александр Евменов – Ректор СПбГИКиТ:
"Техника сегодня идет вперед семимильными шагами, и очень часто творческие работники не успевают и не в состоянии использовать все те возможности, которые дает эта техника, а совместные занятия с техническими специалистами позволяют как раз операторам тем же использовать все съемочные возможности. В свою очередь творцы, зная, что может современная техника, и свои художественные замыслы корректируют под возможности аппаратуры."
Чтобы студенты учились на самой современной технике, вуз старается сотрудничать с крупнейшими компаниями-производителями кино- и телеоборудования. Поэтому здесь у будущих киношников есть даже своя научно-исследовательская лаборатория, в которой можно увидеть знаменитую технологию захвата движения motion cupture.
Кирилл Гусев – Ведущий инженер СПбГИКиТ:
"Предназначена она, прежде всего, для наших художников анимации, для студентов, обучающихся на кафедре компьютерной графике и дизайна, используется она для создания анимационных фильмов путем перенесения движения с реального живого человека на анимированный персонаж, который художники нарисовали. "Пожалуй, самый громкий фильм, снятый на основе этой технологии, – это, конечно, "Аватар".
Однако, даже самая современная техника без высокой идеи - лишь груда металла. Не случайно на режиссерский факультет здесь каждый год самый высокий конкурс. Хотя это одна из самых сложных профессий. Ведь режиссёр – это не просто творец, а прежде всего хороший организатор, мощный мотиватор и тонкий психолог.
Светлана Мельникова – Декан факультета экранных искусств:
"Речь идет не о том, как использовать новые технологические приемы, а как использовать что-то другое. Знание о человеке, о его душе, умение донести это до своего будущего кинозрителя - вот это высший пилотаж. Уметь рассказать о том, что тебя волнует сегодня, уметь рассказать человеку, дать ему надежду. Мы учим снимать доброе кино, мы учим снимать кино, после которого зритель захочет что-то в себе переосмыслить, что-то передумать, и очень захочет что-то сделать. Что-то такое, чтобы мир на микрон стал лучше."
Кинорежиссер Сергей Овчаров в свою мастерскую набирает порядка пятидесяти человек. Хотя и это много, - признается мастер. Каждый студент здесь не просто должен получить хорошее образование, а еще и состояться в профессии. Проблема же современного российского кинематографа – отсутствие дебютов. Продюсеры в молодых творцов сегодня вкладывают деньги неохотно.
Сергей Овчаров – Заведующий кафедрой режиссуры СПбГИКиТ:
"Очень мало фильмов в производстве в Санкт-Петербурге, в Москве много. У нас есть "Ленфильм", который никак не возродится до конца, потому что он возродиться тогда, когда будет очень много фильмов на нем сниматься, как раньше было. Количество должно перейти в качество, фильмов очень мало. Вот сейчас, в связи с проведением Года кино, обещают, что количество дебютов повысится, и тогда, возможно, мы увидим какие-то результаты."
В прошлом году в России было поддержано всего три дебюта. Меж тем, для развития отечественного кинематографа необходимо не менее сотни режиссерских дебютов в год, - говорят профессионалы. Чтобы изменить ситуацию в этой отрасли, правительство Санкт-Петербурга в 2016 решило поддержать четыре молодых проекта. В ближайшее время будет объявлен открытый конкурс, и лучшие работы получат не только денежные субсидии, но и содействие в продвижении своих картин.
Ирина Товкалева. Олег Подъячев. Татьяна Осипова. Андрей Клемешов. Александр Высоких. Первый канал. Петербург.