Волшебный фонарь – аппарат для проекции изображений и одну из любимых игрушек детей императора сегодня можно найти в Фермерском дворце ГМЗ «Петергоф». Необычные экспонаты, выставки и целые проекты были представлены на конкурсе «Музейный Олимп», итоги которого недавно были подведены в Петербурге.
Детская комната, дамский будуар, кабинет аристократа, мастерская художника и веранда, на которой устраивались загородные чаепития. Каждый из 15-ти залов экспозиции, как отдельный эпизод жизни петергофских дачников, среди которых, кстати, было много известных личностей: художник Врубель, балерина Кшесинская, учёный Менделеев, композитор Чайковский и даже главная героиня романа Толстого – Анна Каренина. Место, где располагается «Фермерский дворец» связано с царской семьёй.
Елена Кальницкая, Генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:
"Экспозицию можно расширять за счёт интерактива, за счёт компьютерных программ, за счёт фильмов. Ну и нам, конечно, очень приятно, что она была так высоко оценена музейным сообществом. Мы, несмотря на то, что не получили за неё Мнемозину, считаем, что здесь есть масса инновационных затей, которых ещё нигде в музеях нет."
Комод с часами, рассказывающий истории загородной жизни, разгуливающие в зеркалах эфемерные дамы. Воссозданная дачная атмосфера и более 300 музейных предметов. Однако, бронзовую Мнемозину музей получил за другой проект - «Петергофский десант». После того, как знаменитый дворец Асеева в Тамбове стал его филиалом, между искусствоведами двух городов не прекращается обмен опытом, а недавно в Тамбове была представлена коллекция датского фарфора из фонда Петергофа.
Елена Кальницкая, Генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:
"История с Тамбовом может быть совершенно инновационна. И сейчас мы идём дальше, мы курируем работу архитектурного бюро. Потому что парк при усадьбе Ассева задуман как такой провинциальный Петергоф."
Оружие как произведение искусства. Богато украшенные кораллами и альмандинами ружья янычар, турецкие ятаганы, индийские кинжалы, пистолеты совместной работы кавказских и итальянских мастеров можно увидеть на экспозиции в музее-заповеднике «Царское село».
Глеб Арлюк, Научный сотрудник военно-исторического отдела ГМЗ «Царское село»:
"Эта сабля до сих пор сохраняет остроту, хотя последний раз её затачивал мастер Ассад Ула в начале 17 века. Так что такой уникальный экспонат с уникальной структурой стали. Дело в том, что в персидских вещах преобладает такая булатная сталь – это сталь, которая имеет высокую прочность, интересный рисунок металла."
Богатая коллекция восточного оружия принадлежала императору Александру II и сохранилась в фондах музея, а вот рыцарские доспехи 16 века – гордость его отца Николая I - оказались в «Эрмитаже» и были переданы на временное хранение обратно, то есть на своё историческое место – в павильон «Арсенал».
Ольга Таратынова, Директор ГМЗ «Царское село»:
"То, что мы отреставрировали в очень короткий срок этот павильон, собственно, даже изменило судьбу этого парка. Когда-то 3-5 лет назад этот парк был наполнен людьми с корзинами, которые собирали здесь грибы. Но сегодня люди уже плотными такими фалангами двигаются по центральной дорожке Александровского парка, чтобы попасть в этот павильон."
«Царскосельский арсенал», по итогам конкурса «Музейный Олимп», признан «Экспозицией года». А вот лучшим музеем стал «Центральный военно-морской музей». 6 филиалов, среди которых обновлённый мемориальный комплекс «Дорога жизни», вернувшийся с реставрации крейсер «Аврора» и 30 тысяч квадратных метров здания Крюковых казарм, где через историю флота рассказывается история России.
Руслан Нехай, Директор Центрального военно-морского музея:
"В следующем году мы планируем полностью переделать последние 4 зала нашего музея из 19-ти основной экспозиции, это то, что касается современного флота совершенно по-другому."
Центральное место в музее занимает судно с 300-летней историей и ласковым названием «ботик». Построенный примерно в середине 17 века в Англии, он сыграл важную роль в истории отечественного кораблестроения.
Сергей Климовский, Учёный секретарь Центрального военно-морского музея:
"Он называется «дедушка русского флота», потому что на нём Пётр I, ещё находясь в Москве, в 16-летнем возрасте осваивал азы морского дела.
Ботик перенести на реку Яузу в Москве, но и там оказалось мало места, и в итоге ботик оказался на Плещеевом озере, где Пётр I в 1693 году сформировал «потешную флотилию» так называемую."
Первый русский дипломированный кораблестроитель Пётр I был ещё и судомоделистом. Вот выполненная им модель шнявы «Наталья». А рядом – подарок английской королевы Анны - модель100-пушечного корабля «Ройал Сове-рейн». Один из древнейших экспонатов музея – деревянный чёлн, сделанный приблизительно в 14 веке.
Юлия Миханова, Антон Голубев, Татьяна Осипова, Валентина Говорушкина и Владимир Пивнев, Первый канал. Санкт-Петербург.