Из чего только ни рождается звук. Взять хотя бы руль от старого велосипеда. А если вмонтировать его в конструкцию с огромным кругом и цилиндром, – получится оригинальная аудиокомпозиция. Необычные, по-разному звучащие предметы в Петербург привезла команда из Эстонии «Аудиокинетика», дав возможность современному зрителю самостоятельно дирижировать целым неодушевлённым оркестром
Этот прибор называется «Циклотрон». Он спроектирован как большая музыкальная шкатулка. Но что удивительно, басовую ноту здесь даёт маленькое металлическое лезвие. Конструкция «звуковая ось» внешне изображает график, а ещё чем-то напоминает пианино с педалью от швейной машинки Зингер.
Автор этих необычных изобретений – Александр Жеделёв. Кулибинские способности открыл в себе ещё в раннем детстве, а после профессионального погружения в мир музыки, и вовсе решил создать собственные инструменты.
Александр Жеделёв, композитор, автор проекта «Аудиокинетика»:
"Мне нравится изучать звуковое пространство, потому что на самом деле это что-то непостижимое, то есть это - на самом деле вибрация воздуха. Любой звук – это всего лишь вибрация воздуха, то есть, как говорят, что в вакууме музыку не послушаешь, наверно, это правда, потому что физически это интересно изучать. Одно дело – прийти на теоретический урок, где рассказали, что волна это то..., а другое дело - действительно попробовать, как будет резонировать такой аппарат."
Одно дело - придумать все эти приборы, и совсем другое – дать им возможность зазвучать. Участница коллектива «Аудиокинетика» Катрин Квадэ с помощью маленьких микрофончиков – пьеза-элементов - сначала подключает, а затем настраивает чудо-технику. Её должность называется «художник по звуку». Но помимо творчества, в своей работе Катрин ещё учитывает разные технические параметры, особенно того пространства, где нужно расположить аппаратуру.
Катрин Квадэ, Художник по звуку:
"Звук гуляет всё равно через всё помещение, и в этом и есть, наверное, кайф. Потому что мы привыкли всё слушать в стерео, когда у тебя есть только 2 колонки, это идёт у тебя всё спереди. Но когда у тебя появляется, например, звук за спиной, сзади - то это создаёт очень интересные эффекты. Он начинает у тебя сзади двигаться в сторону и проходит через тебя. В принципе, как кино в сураунд-системой, - по этому принципу."
К слову, футуристические эксперименты со звуком начали проводить много лет назад. Наиболее известными считаются исследования французского композитора Пьера Шеффера и русского мецената и теоретика авангарда начала 20-го века Николая Кульбина. Продолжателем его идей считает себя Антон Яхонтов – композитор и руководитель творческих программ медиацентра Новой сцены Александринского театра. Получив академическое образование и владея несколькими музыкальными инструментами, сегодня он развивает в России направление «саунд-арта» и «пространственного звука».
Антон Яхонтов, Композитор, куратор «Галереи плавающего звука»:
"Если ты хочешь написать свою музыку, то хорошо бы сделать, изобрести свой инструмент. Ну, просто скажем, в электронике это не всегда видно. Скажем, если вы видите человека, играющего на лэп-топе, вы же не знаете, что он делает. Но, как правило, многие люди именно создают свой виртуальный инструмент, просто мы этого не видим. Я очень рад, что вот здесь мы этот факт сможем продемонстрировать, что вот это так звучит, а вот это то, почему оно звучит."
Известна своими музыкальными экспериментами и группа «Пикник». Её лидер Эдмунд Шклярский, выпускник Политехнического университета, придумал и постоянно презентует на сцене уникальные в своём роде: «Новоегипетский инструмент» и «живую арфу».
Эдмунд Шклярский, Лидер группы «Пикник»:
"Некоторые вещи, да, наверное, они связаны с тем, что если б мы не учились, то мы не могли бы из простых вещей сделать сложные. Ну, например, сердце некоторых инструментов (эксклюзивных инструментов) – это китайские музыкальные игрушки."
Над оригинальным звуковым оформлением сегодня работают в музыке, кино и театре. Так и проект «Аудиокинетика» родился на базе Русского театра Эстонии, где к созданию звучащих механизмов активно подключились и сами актёры.
Артём Гареев, Актёр Русского театра Эстонии:
"Этот звук, который издаётся в большинстве своём не электронно, он возникает здесь, сейчас, из живых предметов, из живых частей. Железки, палки, деревяшки, струны - кинетически живой звук, его можно потрогать."
«Ритмический орган», «арфа» и «музыка ветра» с 5-метровыми металлическими трубами. Это экспонаты, на которые можно смотреть, которые можно слушать и даже управлять ими. И, похоже, такой «звуковой аттракцион» петербургская публика запомнит надолго.
Юлия Миханова, Александр Дружинин, Валентина Говорушкина и Владимир Пивнев. Первый канал - Санкт-Петербург.