Арктические компетенции - это уже не просто одно из направлений развития промышленности Петербурга. Это настоящий бренд нашего города. И где, как не на берегах Невы, говорить о новых судах для северных широт нашей страны.
Говоря о развитии российских арктических территорий, в первую очередь вспоминают о Северном морском пути. Этот путь из Европы в Азию не только должен стать драйвером развития русского Севера, но и составить конкуренцию Суэцкому каналу.
Алексей Кадилов – Генеральный директор Балтийского завода:
"Развитие проектов нефтегазовых в Арктике потребовало увеличения объемов перевозок. К 2024 году выйти на объем перевозок по Севморпути 80 млн тонн. Это очень серьезная задача."
Увеличение перевозок по Севморпути напрямую связано с флотом российских атомных ледоколов. Действующие сегодня 4 ледокола еще советской постройки уже давно нуждаются в замене. Первый из нового поколения атомных ледоколов - "Арктика" - уже ушел с Балтийского завода на ходовые испытания.
Герман Широков – Председатель Комитета по делам Арктики:
"Арктика" – это головной ледокол. В ходе работы над ним в проект было внесено 25 тысяч изменений. Представляете, какая работа?! Это атомный ледокол, это Северный морской путь, это обеспечение движение судов."
Всего Балтийский завод построит 5 новых атомных ледоколов, которые не имеют аналогов в мире. "Арктика" уже вышла в море, "Урал" и "Сибирь" стоят у причальной стенки в Санкт-Петербурге и на них во всю кипит работа. На стапеле идут работы над четвертым судном.
Алексей Кадилов – Генеральный директор Балтийского завода:
"Мы заложили следующий ледокол, который называется "Якутия", и в декабре с опережением сроков мы заложим 5-й ледокол, который называется "Чукотка".
Петербург - это не только атомные ледоколы для Арктики. Сегодня в Северной столице работают и над другими судами, которые должны пригодиться арктическим регионам. Так на Средне-Невском судостроительном заводе в этом году были заложены два больших теплохода проекта А-45 для Красноярского края. Это пассажирские суда, которые уже работают на Енисее, однако, вариант который строят в Петербурге, будет иметь ледовый класс для прохода в полярную зону, а также ряд других преимуществ.
Владимир Середохо – Генеральный директор "Средне-Невского судостроительного завода" (СНСЗ):
"Вот такое большое судно у нас идет с осадкой всего 2 метра. Если бы оно было классическое стальное судно, то осадка была бы больше. Я не назову точные цифры, но это не 10 и не 20%. А за счет того, что мы применяем здесь разные комбинации материалов: это и сталь, и алюминий, и композит, - мы можем варьировать, подбирать и весовые нагрузки."
Судостроительная отрасль Петербурга – это не только постройка новых кораблей для северных широт. Представители арктических регионов с удовольствием посещают предприятия Петербурга, потому что именно здесь они находят как методологические, так и технические решения своих проблем.
Юрий Кравцов – Заместитель постоянного представитель Республики Саха (Якутия) при президенте РФ:
"Мы переходим на другой этап взаимодействия от слов к делу. Буквально сегодня мне коллеги подтвердили наличие одной технологии, которая в Якутии очень нужна. Я расскажу о ней в нашем Министерстве транспорта. Я думаю, что мы найдем ответ на свой вопрос именно в сотрудничестве с Санкт-Петербургом."
Говоря о кораблях и судах для Арктики и северных широт нельзя не вспомнить о Крыловском научном центре. Именно с испытания в этих стенах начинают свой путь любые судостроительные проекты.
Валерий Половинкин – Научный руководитель ФГУП "Крыловский государственный научный центр":
"Крыловский центр разрабатывает защиту портов, которые должны быть по всему северному морскому пути..."
Освоение арктических широт в России исторически начиналось в Петербурге. В 21-м веке наш город по-прежнему занимает ведущую роль в развитии этих территорий. А сотрудничество с северными регионом во всех отношениях можно назвать взаимовыгодным.
Герман Широков – Председатель Комитета по делам Арктики:
"Это заказы, из заказов следует, что это рабочие места. Жители Санкт-Петербурга обеспечены работой на длительный период. Это налоги. Здесь взаимная выгода и всегда мы рассматриваем наши отношения, как партнерские и приносящие пользу, как Петербургу, так и регионам арктической зоны, ну и страны в целом."
Тимур Мамонов, Олег Подъячев, Татьяна Осипова и Ангелина Введенская. Первый канал, Петербург.